Скрытая эксплуатация

Алишер Таксанов: литературный дневник

Хотел бы рассказать о социальных проектах в сфере трудовой занятости - "бешефтикспрограмм". Это проект между местными органами управления (гемайнде) - в Узбекистане это, типа, махаллинский сход граждан, - и коммерческими фирмами с целью обеспечения работой тех граждан и резидентов Швейцарии, которые не нашли постоянную работу - "фестштелле". Обычно в него вовлекаются те, кто по каким-то причинам не смог получить работу - не знает языка, не имеет образования или просто безработный, инвалиды, алкоголики, наркоманы. В среднем здесь должны работать от года до трех лет максимум, так как люди обязаны искать "фестштелле".
В "бешефтикспрограмм" принята работа от 30% до 100% рабочего времени. Люди, имеющие справки по здоровью, получают участки, не опасные для их самочувствования. А так работа - как на любой другой фирме. То есть напряженная, со стрессом, тяжелая, порой опасная, шумная и грязная. Например, фабрика, где я работал, была многопрофильной, здесь были отделы:
- ресайклинга - утилизации бытовых машин (телевизоры, мониторы, компьютеры, принтеры);
- упаковки косметических средств;
- подготовки медицинских пробирок;
- обработки деталей к автомашинам "Мерседес";
- работа с пластиком ("кунштоф");
- переработка пластических материалов.
Иногда эта фирма в рамках соглашений по кооперации привлекает человека к работе на другие фирмы, например, таскать вещи, проверять качество продукции (тоже порой опасное доля здоровье работа).
То есть человек ишачит как полагается, но его оплата самая низкая - 10-12 франков в час. Однако эти деньги он не получает. Зарплату фирма перечисляет в гемайнде, которая выдает бонус от количества проработанного времени. Если сделал 80 часов - 300 франков, 112 - 420 франков. Конечно, на жизнь это не хватает, и гемайнде (социал) выплачивает пособие. В итоге "бешефтикспрограмм" - это привлечение к труду, чтобы человек не сидел дома, не занимался глупостями и не был иждевенцем на шее государства. Для гемайнде этот проект - не совсем удобный и они постоянно давят на человека, чтобы тот нашел "фестштелле". И не только потому что выплачивают пособие.
А потому что они платят фирме. Вот в этом и вся хитрость. Большая выгода от этого проекта имеют фирмы. Потому что за обеспечение работой безработного гемайнде платит фирме деньги, а та потом часть денег перечисляет обратно в виде зарплаты этого занятого человека гемайнду, с которой потом гемайнде выплачивает бонус. Другая часть остается у фирмы. Вот такой кругооборот бабла.
Таким образом, фирма из своего кармана ничего не платит работнику, но впрягает на полную катушку человека. Тот пашет, принося 100% прибыль фирме. Это фактически бесплатная, рабская сила для фирмы. Единственное, что делает фирма, так организует у себя бесплатное кофе и чай на паузах. Но это мелочи. А так деньги на дорогу и бонус платит гемайнде. В итоге фирма имеет прибыль от бесплатной рабочей силы + денег от гемайнде за обеспечение трудом "бездельника".
Теоретически, это эксплуатация. Для работающих в "фестштелле" те, кто в "бешефтикспрограмм" - это люди третьего сорта, к ним относятся с презрением все, хотя все прекрасно понимают, что найти работу в Швейцарии очень и очень трудно. Люди годами пишут письма, встречаются с работодателями, но получают отказы без объяснения причин. Здесь тоже есть "блат" - система непотивизма, кумовства, или, как сами называют это швейцарцы, "витамин "Б". Это напрягает, создает нервозную обстановку. Безработные чаще всего имеют психические заболевания, среди них больший процент суицида. Это жестокая капиталистическая система. Внешне - "с человеческим лицом", но на самом деле это, простите за грубость, - "ж...па".



Другие статьи в литературном дневнике: