Новогоднее поздравление президента Узбекистана Ислама Каримова можно считать кратким отчетом о деятельности в качестве главы государства, избранного в марте 2015 года. Хотя весь смысл пронизан содержанием реформ за четверть века, ведь Каримов упоминает о признании всем миром "узбекской модели развития", выпестованной им в рамках уже набивших оскомину пяти принципов реформирования:
"Это, прежде всего, свидетельство правильности избранного нами пути развития, который получил признание в мире как «узбекская модель», основанная на кардинальном реформировании и демократизации нашего общества, структурных преобразованиях, диверсификации и модернизации экономики, и достижения высокой нашей цели – выйти на уровень развитых демократических государств в мире".
Президент утверждает о новой цели - выйти на уровень развитых демократических государств, не поясняя, как это возможно при авторитарной форме правления, кланово-олигархическом механизме управления и всеобщей коррупции, отсутствии оппозиции и вообще несоблюдения прав и свобод человека. Предыдущая цель - достижения "великого будущего" - как бы размывается и уже не упоминается, видимо, осознав абсурдность такой идеи. Но вот сограждан можно привлечь, объединить под очередным мифическим лозунгом. Однако вряд ли стоит ожидать создания под нее действительных основ: свободной прессы, оппозиционных движений и партий, независимых судов, ответственного правительства, самостоятельного парламента. Как можно считаться демократическим государством, если сам гарант Конституции нарушает законы?
И все же Ислам Каримов пытается обосновать свои позиции через экономические достижения: "Среди немногих стран в мире, несмотря на все углубляющийся глобальный экономический и финансовый кризис, темпы роста нашей экономики в текущем 2015 году превысили так же, как и в предыдущие десять лет, – 8 процентов, реальные доходы населения выросли на 9,6 процента, размеры заработной платы, пенсий, стипендий и пособий – на 21,9 процента".
Между тем, все вышеприведенные цифры - это блеф. Рост экономики не возможен, если существует финансово-денежный кризис в стране, а это видно как по насильственной "пластикизации" населения, очередями за пенсией и сложностями не только конвертировать узбекский сум в иностранную валюту, но и вообще обналичить деньги. Это постоянный дефицит горюче-смазочных материалов, отсутствии газа и электричества в районах и поселках республики, роста тарифов на коммунальные услуги, контрабанды товаров, раскулачивании бизнеса и т.д. Президент говорит о росте ВВП в 8%, тогда как рост средств, выплачиваемых из госбюджета, - зарплаты, пособия и т.д. - достиг почти 22%, что является прямым нарушением экономического закона об опережении роста производительности труда над заработной платой. ВВП - это результат производительности труда, и он по темпам роста в 2015 году в 2,75 раза был ниже, чем выплаты из госбюджета на зарплату. Так откуда берутся деньги, если производится в стране меньше, чем потребляется. Это или факт существования в Узбекистане теневой экономики, или нелегального импорта, или коррупции, или просто приписок.
А приписки стали составной частью экономических "успехов". Сам президент отметил: "...получено в истекшем году более 7 миллионов 500 тысяч тонн зерна, 3 миллиона 350 тысяч тонн хлопка, около 14 миллионов 500 тысяч тонн овощей и бахчевых, 4 миллиона 300 тысяч тонн садоводческой продукции, что в свою очередь явилось весомым вкладом в изобилие и стабильность цен на наших рынках".
По оценкам независимых экспертов, плодородие земли не способно произвести 7,5 млн. тонн зерна - максимум 2,5 млн.; из 3,350 млн. тонн хлопка-сырца не менее 20% являются виртуальными, то есть приписанными. Приписки призваны показать миру, что на экспорт и импорт идет совсем немного, а основная часть перерабатывается и потребляется внутри страны, хотя на самом деле большая часть вывозится (хлопок) и ввозится (зерно). Свидетельством этому являются ежегодные официальные закупки зерна в Казахстане в объеме более 1 млн. тонн и нелегального импорта, достигающего 2 млн. На подобных операциях зарабатывают не только внешнеторговые фирмы, работающие под "крышей" высокопоставленных чиновников, но и люди, призванные охранять границу, защищать экономическое пространство.
Естественно, президент не мог пройти мимо трудностей, но он вывернулся, сославшись на внешние факторы: "Когда мы говорим о проблемах и серьезных трудностях, которые необходимо преодолеть, речь в первую очередь идет о таких внешних факторах, как: продолжающийся глобальный финансовый и экономический кризис, сохраняющаяся нестабильность и непредсказуемость на мировых рынках, растущие угрозы терроризма и экстремизма, противостояния и конфликты в различных регионах, – все эти острые проблемы сегодня ложатся тяжелым бременем на плечи многих стран в мире, в том числе и наши".
Иначе говоря, проблемы все - из вне, там корни всех сложностей узбекского общежития, а не в принципах государственного управления и методах и целей проведения реформ. На "зарубежье" можно списать все, в том числе и собственные ошибки и промахи, и здесь Ислам Каримов продемонстрировал свое политическое "искусство". И он продолжает гнуть прежнюю политику: "Несмотря на эти проблемы, наши прогнозы и расчеты, которые лежат в основе наших планов, предусматривают в ожидаемом году рост экономики в размере 7,8 процента, реальные доходы на душу населения возрастут на 9,5 процента, заработная плата, пенсии, стипендии и пособия с учетом всех источников вырастут на 15 процентов".
То есть и в будущем все будет производится в виртуальной экономике, то есть за счет серых и черных схем в банковско-кредитной сфере, перераспределении бюджетных средств (распиле), то есть ВВП будет создаваться из "воздуха", потому что невозможно обеспечить 15%-й рост зарплаты и пенсий, если экономика растет всего лишь на 7%. Однако большие надежды глава узбекского государства возлагает на иностранные вложения: "В наступающем году за счет всех источников финансирования в экономику будет инвестировано в эквиваленте 17 миллиардов 310 миллионов долларов капитальных вложений, 23,5 процента из которых – это иностранные инвестиции, что свидетельствует, в первую очередь, о растущем доверии иностранного капитала к развитию нашей экономики".
Иностранные компании, не раз обжигавшиеся на реалиях узбекского законодательства, вряд ли станут закапывать в республику серьезные активы. Иностранные инвестиции - это в большей части переформатированные кредиты под гарантии правительства или ресурсы, в свое время нелегально вывезенные за пределы Узбекистана, и позже ввезенные как иностранные инвестиции. Иначе говоря, это коррупция и игра с обязательствами, которые тяжким бременем лягут на население.
И все же Ислам Каримов продолжает действовать в лучших традициях советской эпохи: озвучивать какой-либо исторический период (например, "Год здоровой матери и ребенка"), подводить под него финансовые средства и... позволять их распиливать правящей клике, которая поддерживает власть взамен на право на кусок из национального богатства.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.