Я - гордый лавочник

Алишер Таксанов: литературный дневник

Там-тарам-там-там, не зря говорят на Востоке: молодцу 70 ремесел знать мало. Испробовал я всякое в жизни (только благородные и честные профессии - уверяю вас!), но вот торговцем не бывал. Ни разу не продавал товары и продукты, и даже не мечтал об этом (иначе поступил бы на торгово-экономический факультет "нархоза"), а тут шеф говорит вчера:
- Али, в пятницу пойдешь продавать клубнику...
- Чего? - у меня глаза полезли на лоб. - Продавать клубнику?
- Возле нашего магазина стройка, дорога закрыта, из-за этого мало покупателей. Я пожаловался в гемайнде (местный орган власти), и мне разрешили открыть в качестве компенсации в любой точке деревни торговую точку. Вот завтра ты там и будешь продавать свежую продукцию с полей... Я не могу, так как много дел в хозяйстве.
Я расстерянно моргал.
- Да... Одень хороший костюм... с галстуком...
Блин, я что - на конференцию еду? Зачем костюм? Или здесь так принято? Ладно, спорить не стал, раз продавец должен выглядеть солидно, то придется создать соответствующий прикид. Правда, стояла жара и в пиджаке продавать... ой-ой-ой как не просто.
Сегодня открыли точку возле автобусной остановки в 30 метрах от секундаршулле (школы) и 100 метрах от гемайнде. Мне вручили ящик с баблом, ящики с клубникой. Я сел за специально собранную палатку.
- А где кассовый аппарат? - спрашиваю у шефа.
Тот не понял:
- Какой кассовый аппарат?
- Ну, ведь я должен чек выбивать... И где лицензия на торговлю? Вдруг проверять станут?
- Кто проверять станет? - не понимает меня шеф.
- Как кто? Ну, из гемайнде придут или из налоговой? Санэпидемстанция или полицейский? - терпеливо поясняю я, делая альтернативу с Узбекистаном. - Что я им сказать должен, какие у меня разрешения на торговлю?
- А что у полицейских других дел нет что ли? Или из налоговой службы ходить по деревне и проверять магазины? - продолжает фонтанировать удивлением швейцарец. - В гемайнде тысяча текущих дел, и у них нет ни минуты для того, чтобы требовать разрешение на торговлю. Они же дали уже его мне, зачем проверять? Тут же написано, что хозяин лавки - я, и если есть вопросы, то придут ко мне.
- А как проводить расчет без кассового аппарата? - испускаю из себя флюиды своего недоумения. - А где терминал для оплаты карточкой?
- Али, ты с Луны свалился? Кассовый аппарат на подобной торговой точки не требуется, - начал понимать меня шеф. - Терминалы тоже не нужны - оплата идет наличными.
Ба-а-а, если бы такое услышали в Узбекистане!!!
- А как вы меня проверите, что я не стянул бабло и не обманул? Ведь по чекам можно провести ревизию, - играю я под дурачка.
- А ты можешь украсть? - подозрительно спрашивает шеф.
- Нет, конечно. Просто спрашиваю, ибо есть русская пословица: доверяй, но проверяй.
- Не беспокойся, я тебя, если хочешь, проверю, - напоследок обещал мне шеф и уехал.
А я остался торговать. Наверное, местные жители и проезжие впервые видели человека, продающего клубнику в солидном костюме, и поэтому перли в лавку. Они больше тратили энергию не на покупку, а на рассматривание чудо-продавца, терпеливо переносящего такую жару, при которой они, бюргеры Швейцарии, ходят только в шортах и в легких платицах, и говорящего с большим акцентом и легко танцующего (у меня в одном ухе был наушник от МП-3 с песнями). Но могу сказать, что за 3 часа я продал все, более того, народ все прибывал и прибывал. Пришлось звонить и просить шефа привезти еще партию. Он привез с привеликим удовольствием.
Заметил, что покупают только швейцарцы. Цена 500 гр клубники - 5,50 франка (7 долларов), что выше, чем в дешевых немецких магазинах (там 3,50 фр.). Но швейцарцы - патриоты, покупают только свое. Подходили арабы, турки, албанцы, смотрели и уходили, видимо, предпочитая магазины "Алди" или "Лидл", где цены пониже, или вообще турецкие и косоварские лавки. Они тоже по-своему патриоты - покупают у своей диаспоры.
Закрыли точку в 12 часов дня. Шеф не проверил кассу, забрал бабло и отправил меня домой переодется... чтобы я теперь работал в яблоневом саду. Это для меня было более привычным и интересным делом.
Нет, братцы, не люблю я торговлю. Не мужское дело...



Другие статьи в литературном дневнике: