Он остановил коричневую чуму

Алишер Таксанов: литературный дневник

Обратился в Виртуальную приемную президента, чтобы отследить движение моего запроса о деде, погибшего во Второй Мировой войне. Оказалось, что он рассматривается в Министерстве обороны Узбекистана.
Поясню, почему этот вопрос для меня важен. Три года назад смотрел праздник Победы, транслировавшийся из Москвы. Мои дочери смотрели на ветеранов, а потом старшая сказала как-то неуверенно:
- Папа, а мой прадед воевал.... кажется... так?
- Да, - ответил я. - Это папа моей мамы, Хайдар Джураев. Для тебя - прадедушка.
- Расскажи мне, как он воевал, есть ли у него награды, как у тех людей, - и она указала на телевизор. Моим детям было жутко интересно, особенно в ракурсе того, что в школах Швейцарии о Второй мировой не так уж подробно рассказывают - страна была ведь официально нейтральной.
Мне нечего было сказать - вот в чем обидно. Ибо я мало что знал. Мои родители сказали, что дед погиб под Сталинградом в 1943 году. Награды неизвестны. Звание - старший лейтенант. И все. Ничего больше.
Я уселся за интернет и стал искать его. Тут мне намекнули, что это ФИО уже промелькнуло где-то в списках. И я нашел деда! В опубликованных архивах Минобороны РФ. Оказывается, он погиб не под Сталинградом (там, скорее всего, был однофамилец из Керменинского района), а на территории Украины и захоронен в братской могиле села Ляплево. Умер от ран - об этом свидетельствовала сводная таблица санчасти 93-й Миргородской стрелковой дивизии. Его личные вещи, возможно, награды, солдатский медальон и другое или были схоронены с ним, или утеряны, или отправлены моей бабушке в Бухарскую область, однако до нее не дошли.
На мой запрос в Москву получил циничный ответ: "Информацию о наградах не сообщаем. Семейные архивы не пополняем". Да, основание было правовым - есть закон "Об архивах РФ". Но тогда этот закон лицемерен, ибо скрывает нежелание государства отвечать за погибших, отдать им последнюю дань почести и славы. Любой солдат, что был на войне, достоин награды уже за это, не говоря, что шел в атаку, прикрывал телом амбразуру пулемета, кидался с гранатой под танк или обеспечивал связь для артиллерии. Даже работа в штабе - это участие в войне, ибо без управления войсками невозможна была победа! Даже повар, кормивший солдат и офицеров, был на фронтовой полосе и рисковал своей жизнью. Все они - герои.
У меня нет наград моего деда, а я уверен, что он их заслужил - на фронте с 1941 года. Сапер. Рядовой. Скончался от полученных ран - значит, не отсиживался в тылу. Те, кто вернулся живой, принесли награды с собой. Они и позже получали их, пока были живы - ордена и медали искали своих героев и после войны.
О моем деде забыли. Ничего не преслали. В письме от посольства России в Швейцарии мне сообщили, что справки о погибших могут дать, если мне полагаются льготы. Какие льготы? Моя мама не имела никаких льгот за погибшего отца - сама поступила в вуз, работала в НИИ, платила налоги как все и в ее пенсии не было доли льгот от отца. А мне, внуку, тем более не полагаются льготы. И мне не нужны льготы, ибо я их не заслужил.
Мне нужна память о деде. Информация, как воевал дед. Награды, что он получил. Я обязан рассказать о нем своим дочерям и оставить им материальное доказательство подвига деда Хайдара Джураева - его награды. И чтобы правнуки и прапраправнуки могли гордится им и знать, что учитель сельской школы из Бухарской области остановил "коричневую чуму".
Если Россия не передаст часть архивов Узбекистану, то парламенту Узбекистана следует учредить особый орден "Славы" для погибших узбекистанцев, о которых не было никаких сведений, включая похороненных за пределами республики, пропавших без вести, умерших в концлагерях нацисткой Германии и ее сателлитов или в советских ГУЛАГах.



Другие статьи в литературном дневнике: