Откуда растут ноги у коррупции

Алишер Таксанов: литературный дневник

Когда-то русский царь Петр Первый лаконично и четко сказал о коррупции: "Кто украдёт из казны больше чем стоит метр верёвки, тот на этой верёвке и повешен будет". Узбекский президент Шавкат Мирзияев посвятил этому чуть больше внимания: "были приняты конкретные меры по предупреждению и решительной борьбе с коррупцией, наносящей серьезный вред развитию государства и общества, подрывающей веру людей в справедливость. Об этом свидетельствует привлечение к уголовной ответственности 1177 должностных лиц, совершивших подобные преступления. Сколько бы ни старались правоохранительные органы, без непримиримого отношения наших граждан к этому отвратительному явлению, без действенного общественного контроля невозможно эффективно бороться с коррупцией... предлагаю образовать в палатах Олий Мажлиса комитеты по противодействию коррупции. Как органы представительной власти эти комитеты должны способствовать усилению борьбы с коррупцией в государственных учреждениях всех уровней".


Нынешняя коррупция отличается от советской коррупции: если вторая существовала на базе дефицита ресурсов и взяток, то первая уже базируется на "рыночных" механизмах: откатах при распиле государственного бюджета, создания преференции и льгот "своим" при осуществлении госзаказа, выполнении стратегических проектов (т.н. "скупка государства"), создании поточных схем при распределении нелегальных доходов от нижестоящих структур вышестоящим - это целая система, сложившаяся почти за тридцать лет независимости Узбекистана. Именуемая как "узбекская модель развития" Ислама Каримова она фактически отражает реалии коррупционных отношений между населением и властью. Теневая экономика есть порождение этих отношений, и ее доля не менее 50% в ВВП. Более того, она порождена вполне легально, например, продажа ряда товаров и услуг (автомобили завода УэДЭУавто, авиа- и ж/д билеты, гостиничный сервис) исключительно за иностранную валюту при отсутствии ее свободной продажи в банках.
Как ни странно, коррупция всегда была навиду, ее видели как и обычные граждане, так и те, кто обязан с ней бороться. Как покупать валюту на черном рынке, кому давать и сколько на таможне при импорте-экспорте товара или при налоговой проверке, кому сунуть "на лапу" при доступе на госзаказ, получении кредита, подписании договора на строительство, получении льготы и т.д. - на это уже существовали соответствующие тарифы и вамилии. Однако все было поставлено на конвейер и проверяющие получали свою долю, и они были не заинтересованы в искоренении этого явления.
Попытка решить проблему при помощи прокуратуры, СНБ или милиции обрачена на провал. Эти органы сами коррумпированы и не способны на самоочищение. Понятное дело, что невозможно на 100% заменить всех сотрудников, ведь в стране нет столько кадров, но можно ссузить коррупцию в их рядах путем транспарентной деятельности. Нужны конкурсы на должность, публичная декларация имущества и доходов не только сотрудников, но и членов их семей, сравнение с затратами, проверка их зарубежных счетов и т.д. Запрет на бизнес для госслужащих является обязательным требованием. Для этого необходимо расширить возможности СМИ и социальных сетей, проверяющим органам следует чаще заглядывать в Интернет, где всплывают конкретные факты вздоимства и проблем, реагировать на них.
Что касается предложения президента о создании Комитета по борьбе с коррупцией, то при нынешнем составе Олий Мажлиса это тоже утопия. Безхребетный, политически инертный, кастрированный орган страны вряд ли сумеет реагировать на ситуацию с коррупцией. Более того, в самом Сенате и Законодательной палате достаточно лиц, у которых запачканы руки - так что, они будут бороться против себя? Имея иммунитет, они наоборот будут уходить от ответственности. Пока не будет реальной политической конкуренции и независимых партий и оппозиционных групп и движений, парламент не сумеет контролировать эту проблему.
И еще: президент привел числовой значение коррупции, в частности, сколько лиц привлечено к ответственности. Но где их имена? Что стало с теми, кого уже поймали за взятки? Иногда всплывают в информационном пространстве имена тех или иных прокуроров и хокимов, министров и руководителей агентств и структур, которые попались на коррупционных преступлениях, однако потом мелькают сообщения, что эти люди спокойно живут и продолжают работать уже на других должностях. То есть сама коррупция не дает в обиду своих "сыновей". Виртуальные приемные превращаются в "пустышку". Бюро принудительного исполнения становится карательным органом и тоже светиться коррупцией. Снятый за злоупотребление служебным положением вице-премьер назначается... хокимом района. Бизнесмен назначается хокимом Ташкента, и при этом не забывает о своих деловых интересах - вот вам яркий пример коррупции.



Другие статьи в литературном дневнике: