Чем скорбить и помнить?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Недавно появилась история о 101 узбекском солдате, которые во время Второй Мировой войны попали в плен к нацистам, и ими были отправлены в концентрационный лагерь на территории Нидерландов. Планировался фильм об "унтерменшенах", а к ним относили и азиатов, хотели спровоцировать "голодный бунт", подбросив изможденным от голода, непогоды, заключения солдатам буханку хлеба. Однако к недоумению и досаде нацистов, узбеки не подрались между собой, а поделили хлеб. Они остались людьми даже в нелюдских условиях.
Они не покорились захватчикам. И за это были расстреляны. Позже голландцы погребли их, и, как выяснилось, ухаживают за могилами по сей день.
История только недавно стала известна узбекистанцам, и только благодаря активности узбекских мигрантов, проживающих в Нидердандах. К сожалению, имена многих погибших установить не удалось.
Как не удалось узнать и о тех, кто не вернулся с войны, кто пропал без вести. Но они где-то покоятся, и где-то это документально оформлено. Проблема в том, что архивы до сих пор недоступны для родственников и потомков погибших. Я, к примеру, по настоящее время не имею сведения о наградах, которые получил мой дед Хайдар Джураев, сапер 93-й Миргородской стрелковой дивизии, скончавшийся от ран в госпитале на территории Украины в октябре 1943 года. На мой запрос российская сторона цинично ответила, что "частные архивы они не обслуживают". То есть мне, потомку моего деда-героя, не положено знать, какие награды имел он, воюя с врагом. Потому что эти сведения - "частный архив". У меня нет слов, чтобы описать мерзость и цинизм услышанного от чиновника. Но ведь это государственная политика, так как ответ основан на законе об Архивах РФ.
Тогда я написал в Виртуальную приемную президента Узбекистана, где просил:
- подписать документы о доступе узбекской стороны к архивам Министерства обороны России и получить все сведения о тех узбекистанцах, которые ушли на войну, получить неврученные награды или копии наград, если военнослужащий погиб и был похоронен в зоне военных действий;
- если никаких сведений нет или Россия отказывается предоставлять как сведения, так и копии/оригиналы наград, то учредить узбекский орден "Славы" и вручить его тем потомкам/родственникам, чей дед, брат, сын, отец, дядя погиб на войне, не вернулся с фронта.
Этими самым мы отметим, что для нас они - герои, и мы их не забываем. Например, те 101 солдат ведь наши герои, о них нет сведений, их не дождались родные и близкие.
Неужели мы их забудем?
Ведь нам известны все, кто ушел на фронт, и кто вернулся - это все в документах на территории Узбекистана, и запрашивать никого не нужно. Просто дай команду, загрузи чиновников, привлеки волонтеров...
На мое письмо пришел ответ из Министерства обороны Узбекистана. Вообще это странная была история с этим ответом. Вначале офицеры отписывались, что Таксанов не живет в Узбекистане, что он сбежал и нет необходимости ему отвечать. Потом сказали, что мой запрос через узбекский МИД будет отправлен в Россию.
Прошло 2 года - ни ответа, ни привета. Ни про моего дела, ни про его ордена, ни про предложение об учреждении узбекского ордена для погибших... Похоже, или в МИДе похерили (что скорее всего), или в России спустили письмо в унитаз. А узбеки про это и не вспомнили...
Зато танцы и пляски в Ташкентском метрополитене, раздача Георгиевских лент - так это запросто, это легко и интереснее. Лучше танцевать и петь, чем скорбить и помнить. Такая ныне политика к прошедшей войне?



Другие статьи в литературном дневнике: