Память о погибших

Алишер Таксанов: литературный дневник

В своем выступлении, посвященном Дню памяти и почестей, президент Узбекистана Шавкат Мирзияев подчеркнул: "...в 1941 году население нашей республики составляло свыше 6 миллионов 800 тысяч человек. За время войны на фронт было отправлено около 2 миллионов наших соотечественников. Более 500 тысяч дорогих нам людей, настоящих героев, погибли в ожесточенных боях... в последние годы проводится большая работа по всестороннему изучению огромного вклада нашего народа в Великую Победу и широкому ознакомлению общественности с полученными данными. Важное значение для этого имеет открытие ранее засекреченных архивных документов, расширение сотрудничества с архивными учреждениями республик бывшего Союза и стран дальнего зарубежья, музеями и фондами, учеными и специалистами, общественностью... Настало время создать в стране полную электронную базу данных об участниках войны. И организовать работу нужно на основе изучения положительного опыта в этой области, в том числе таких государств, как Россия, Беларусь, Казахстан".


Это надо было делать вчера. Еще в 2015 году я обратился в Виртуальную приемную президента с просьбой получить доступы к советским архивам, в которых отражается боевой путь узбекистанцев, а мы даже не знаем о вкладе каждого в Победу; вручить семьям невернувшихся героев или советские или альтернативные ими узбекские награды. Ведь 500 тыс. погибших - это люди, защищавшие нашу страну, а мы даже не смогли достойно отметить их подвиги. То, что я получил в итоге от узбекских властей, равносильно ответу, полученного из России: "частные архивы не пополняем". Это проявление равнодушия как к самим погибшим, так и их семьям.
И все же РФ раскрывает архивы, пускай и не так быстро. Но благодаря им я узнал многое. Так, мой дед Хайдар Джураев, старший сержант, боец 93-й Миргородской стрелковой дивизии, скончался от ран 10 октября 1943 года, захоронен на территории Украины. При жизни был награжден медалью "За отвагу", посмертно - орденом "Красное Знамя". Однако эти награды не дошли до нашей семьи. Как заявила российская сторона, потомки вправе требовать только справку о наградах.
Узбекские власти на основании архивных данных могли вручить семье Джураевых альтернативные медаль и орден Республики Узбекистан, раз РФ, правопреемница СССР, отказывается это делать. Но данное предложение не получило развитие, фактически проигнорировано.
Выяснилось, Ислам Каримов отказался подписать Соглашение СНГ об архивах, поэтому мы не имели никакого информационного доступа к своим отцам и дедам, воевавшим и погибшим на фронтах Второй Мировой войны. Будучи лицемером и мерзавцем, усопший президент плевать хотел на героев. Свое кабинетное "мужество" он отметил не только званием Героя Узбекистана и орденом Амира Темура, но и прочими наградами, включая зарубежными. Себя он обеспечил и бюстами, и памятниками, и книгами, и роскошной усыпальницей. Но все же коротка народная память для деспотов и диктаторов, им суждено уйти в прошлое. Лишь дочери из Занги-Аты и США будут плакаться по "Человеку, определившему эпоху", да и зомби-рабы, выросшие под именем кровавого правителя, выть 30 января и 3 сентября о гробницы в Шахи-Зинде.
А вот наши деды и отцы - останутся в нашей памяти. В рассказах родителей. В орденах и медалях. В фотографиях. Кителях. И все это - ценности семей, которым есть чем гордится за самоотверженного предка.
Пока живы прямые потомки, все эти информационные работы необходимо провести быстро и предоставить полный доступ к данным. Но как неповоротлив государственный аппарат, как мнрого там равнодушных и порой бесполезных чиновников. Вспоминаю, я далд данные о дяде, который мог бы предоставить информацию о Хайдаре Джураеве и Галие Джураевой, однако сотрудники СНБ вместо этого устроили ему допрос обо мне - вот чем в реальности занимаются службы. Так что предложение Шавката Мирзияева еще долго будет оставаться красивой фразой на бумаге.



Другие статьи в литературном дневнике: