Трансформация Конституции

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, Конституция Узбекистана подвергнется модернизации. Она будет улучшена, но причем, как я понял, эти изменения коснутся той стороны, которая не несет какой-то функциональности и политико-административной значимости. Уже сейчас озвучиваются вопросы, которые войдут в обновленную версию Основного закона, и которые, на мой взгляд, не являются существенными:


1. Будет определен принцип "Человек - общество - государство". Как это будет отражено в Конституции, в какой главе и статье я не знаю, и что это даст на практике?
2. Обеспечение интересов человека - тоже затруднительно понять, ведь не уточнен, какой человек? Интересы президента не всегда совпадают с интересами рабочего или врача, а милиционера с тем, кого он пытает...
3. Общество - инициатор реформ. Если в Конституции заложено право на референдум, то это уже осуществлено. Что тут добавлять?
4. Дальше что-то туманное: "конституционные основы развития института семьи, бережного донесения до будущих поколений традиционных человеческих ценностей, дальнейшего укрепления межнационального согласия в стране" - сплошное бла-бла-бла;
5. Молодежная политика, права и обязанности молодежи - это еще зачем?
6. Еще туманное восприятие: принцип «Новый Узбекистан — социальное государство»;
7. Далее: недопущения детского труда, надежной защиты прав инвалидов, представителей старшего поколения - опять смлова "недопущение", "надежность" - как все это измерять?
8. Вопросы изменения клитмата - это должно быть в Конституции?
9. Вопросы развития детских садов, школ, сфер высшего образования и науки... Осталось дописать: стандарты клозетов и кроватей...


Читая это, я не могу понять, зачем это вписывать в Конституцию, если можно развивать подобные аспекты, если уж это необходимо, в отдельных законах? Конституция должна быть краткой, четкой и ясной, это вопросы функционирования государства, права и свободы человека, взаимосвязь человека и власти - и все.
Но вот точно, что никогда не будет отражено в изменениях, но что является весьма важным:
1. Перевод государства из президентской формы в парламентскую;
2. Возможность импичмента президенту со стороны Олий Мажлиса;
3. Трансформация парламента в однопалатную, так как законодательный орган итак громозок, медлителен, неповоротлив и обюрокрачен. Если Узбекистан считается унитарным государством, то нет смысла в Сенате;
4. Представитель исполнительной власти не должен быть в законодательной власти. Это нонсенс, когда хоким является сенатором или депутатом или главой Коенгаша народных депутатов - это нарушение баланса ветвей власти;
5. Вопросы продления полномочий президента или депутатов, избрания более двух сроков подряд - следует вписать, что вообще одно лицо не должно избираться главой государства или депутатом более двух раз, независимот от промежутков времени. Запретить любые продления полномочий, за исключением военного времени;
6. Необходимо вписать, что решения парламента не заменяют Конституцию, так как в 2016 году депутаты нарушили 96 ст., назначив И.О. президента не главу Сената, а премьер-министра, заявив, что каждое их слово - уже закон;
7. Необходимо отразить, что внесения новых норм и статей, их изменение в Конституцию не является основанием для обнуления сроков действущих президентов и депутатов;
8. Запрет иницивативы государства на лишение гражданства - только желание самого человека;
9. Прямое избрание хокимов городов, районов и областей через народные выборы, а не избрание их Кенгашами - тогда они будут подотчетны населению;
10. Выбор кандидата в Генеральные прокуроры и его назначение - исключительная прерогатива парламента;
11. Запрет на награждение орденами и медалями, присвоение званий и степеней президента, премьера, хокимов, министров, депутатов в момент исполнения ими служебных обязанностей - этим самым мы избежим незаслуженности таких наград.
12. Запрет доступа к властным ресурсам, получения льгот семьям и родственникам действующих глав государства, правительства, парламента - это тоже форма борьбы с коррупцией.


Я уверен, что никакие мной перечисленные вопросы не найдут отражение в те изменения, о чем ратуют президент и прикормленные депутаты. Это всего лишь "российский вариант", когда изменения в Основной закон ведет к обнулению сроков президента и избрания его вновь на новый срок. Похоже, Миромоныч хочет пойти по стопам Вовы Сказочного...



Другие статьи в литературном дневнике: