Не услышали, потому что не сказал

Алишер Таксанов: литературный дневник

Прочитал интервью Актама Хаитова, лидера УзЛиДеП, прозванного в соцсетях "американская болезнь" и "мясоед", на тему конституционных реформ, и честно говоря, ничего не понял.
https://kun.uz/ru/news/2022/05/24/aktam-xaitov-o-tom-pochemu-vnosyatsya-izmeneniya-v-konstitutsiyu


Его ответы - это какое-то словоблудие, никакой конкретики, все расплывчато. Получается, что изменения в Конституцию происходят под влиянием книги президента Шавката Мирзияева "Стратегия нового Узбекистана", а не потому что 30 лет движения республики привели к некому тупику, и необходимо менять вообще стратегию политического развития. Все предыдущие этапы - это возрождение коррупции, административного управления, планирования, создание репрессивных механизмов, но об этом узлидеповец не рассуждает, он как бы и не замечает этого.
А.Хаитов не рассуждает о необходимости радикальных изменений в стране в области государственного устройства, например, перевода в парламентскую систему и отмены президентской формы правления или, хотя бы формирования президентско-паралментской, где Олий Мажлис имеет полномочия объявить импичмент главе государства в противовес полномочию последнего распустить парламент - тогда это реальный баланс ветвей власти. Такие вещи его просто пугают. Разве он, мелкий чиновник с партийным билетом, может что-то сказать президенту? - в штаны наложит от страха!
Лидер УзЛиДеП утверждает, что это нормально, когда хокима избирают депутатом, а потом эти депутаты избирают его главой Кенгаша, мол, никакого противоречия в этом нет. И это заявляет человек, который работает в законодательном органе страны! То есть он не видит, в чем суть исполнительной и избирательной ветвей власти! Он видит только то, что узбеки едят слишком много мяса!
Он же против, когда снижается пороговое значение для организации партии, мол, они не смогут конкурировать с крупными, чьи представители уже в Олий Мажлисе. Но дело в том, что маленькие партии защищают хотя бы какие-то направления в деятельности граждан, отстаивают их права на локальном уровне - не обязательно им лезть в парламент или крупные Кенгаши на уровне области или автономной республики. Даже в кишлаках и и городах они могут заниматься политическим развитием. В моей деревне Элгг были в гемайнде (местный орган самоуправления) представители деревенской партии, о которых за пределами поселка мало кто знал. Но они представляли часть населения и отстаивали интересы избирателей. Может, для Узбекистана это малопродуктивно, однако не обязательно партиям сразу лезть в высшие государственные инстанции. Вспомните, в начале 1900-х о большевиках мало кто знал, а в итоге в 1917 году они получили власть в России.
Дело в том, что существующие партии в Узбекистане в сознании обывателей - это пустышки, струкуры, не несущие какой-либо политической нагрузки. Они просто бюджетопожиратели, ибо живут за счет налогоплательщиков. И поэтому А.Хаитов не хочет видеть конкурентов на "кормушку", ведь он не представляет иное финансовое состояние партий. Партии и движения, которые не кормятся от государства, в его представлении могут представлять угрозу, так как они независимы и самостоятельны.
Смешно читать, когда "мясоед" говорит о расширении функций парламента, мол, есть "правительственный час" - это когда заслушивают отчеты министров, главы Кабмина, хокимов. Это обязанность Олий Мажлиса, это функция парламентского контроля. Это должно быть всегда, а не только в режиме "часа".
Иначе говоря, мы не услышали внятных и серьезных ответов, потому что А.Хаитов их и не сказал.
Мне кажется, чем больше безграмотных и политически инфантильных депутатов, тем легче диктаторам управлять страной. Впрочем, в этом мы и убедились за 30 лет "независимости" Узбекистана.



Другие статьи в литературном дневнике: