Зачем не надо вкладывать в Узбекистан

Алишер Таксанов: литературный дневник

В преддверии визита президента Узбекистана Шавката Мирзияева во Францию, в Париже 18 ноября состоялся узбекско-французский бизнес-форум, на котором заместитель премьер-министра, министр инвестиций и внешней торговли Жамшид Ходжаев перечислил причины, являющиеся интересными для французских инвесторов. Приведу их из текста, опубликованного в Путан-Газета.Уз:
"Во-первых, Узбекистан — это «политически и экономически стабильная страна».
Вторая причина — «благоприятный инвестиционный климат».
Третья причина — квалифицированная рабочая сила.
Четвёртая причина — изобилие природных ресурсов.
Пятая причина — «льготные пакеты».
Шестая причина — финансирование и субсидии.
Седьмая причина — географическое положение.
Восьмая причина — дальнейшая трансформация".


Причины, по которым Узбекистан не является интересной площадкой для французского бизнеса и капитала:
Во-первых, Узбекистан остается страной с высокой коррупционной составляющей. За 30 лет с этой гидрой так и не сумели побороться, и даже сейчас она разъедает весь государственный аппарат. Антикоррупционный комитет играет лишь спектакль, но не вмешивается в процесс борьбы с этим явлением. Государство защищает российского олигарха Алишера Усманова, который находится под европейскими и американскими санкциями.
Во-вторых, законы имеют двойное толкование или вообще, телефонное право выше закона, поэтому в любой момент инвестор может лишиться своих активов. Суд не является независимым и беспристрастным, он всегда принимает сторону обвинения.
В-третьих, за годы независимости была принята сотня нормативных актов, направленных на защиту собственности и бизнеса, однако практика показала их околонулевую ценность. Права собственника в реальности ничем не обеспечены. Такие компании как Зерафшан-Ньюмонт, Оксус, Ян-Интернешнл, Балтимор и многие другие могут рассказать вам свои печальные истории "закапывания" средств в кладбище Узбекистана.
В-четвертых, наличие природных ресурсов не означает, что страна богатая, есть понятие "проклятие ресурсов", когда сверхдоходы достаются коррумпированной верхушке, а народ живет в нищите. Никто не может сказать, на что тратятся деньги, полученные от продажи золота, серебра, урана, металла, газа, хлопка. Рост внешнего долга свидетельствует, что страна больше заимствует, чем живет за счет своих ресурсов.
В-пятых, "льготные пакеты" - это тоже платформа для сделок, никто автоматически их не гарантирует. Иначе говоря, льготы надо покупатть, что подразумевает само собой, коррупцию. Это называется, "скупка государства". И нужна всегда "крыша". Откаты - это принятая форма экономического "сотрудничества" между инвестором, банком, властью.
В-шестых, географическое положение Узбекистана не так уж и прекрасное. На юге - военно-политическая нестабильность в виде Афганистана. Транспортные коммуникации ограничены. До моря нужно пересечь две страны, причем каждая страна (особенно, Туркменистан) может в любой момент изменить транзитные условия, и Узбекистану не так уж и просто урегулировать эту проблему.
В-седьмых, Узбекистан быстро трансформируется в государство, где клерикалы приобретают реальное политическое влияние. Эти люди способны изменить инвестиционный климат, и тогда трудно будет вернуть свои капиталы.
В-восьмых, в Узбекистане до сих пор функционирует инфраструктура, созданная при Советской власти: энерголинии, канализация, водопровод, газоснабжение, дороги, которые морально и физически устарели, и требуют серьезных вливаний. Нагрузка на их сеть растет, что приводит к авариям. При таких обстоятельствах люболе предприятие не будет работать стабильно.
В-девятых, свободного рынка как такового не существует. В реалии есть кластеры, которые подмяли под себя производителей, диктующие свои условия и цены. Прямого контакта с фермерами или промышленниками не существует, поэтому дело придется иметь с синдикатами, а это уже монополистическая игра.



Другие статьи в литературном дневнике: