Глобализация по-узбекски

Алишер Таксанов: литературный дневник

Узбекистан занял 139 место из 196 стран по Индексу глобализации, уступив Буркино-Фасо, Конго, Таджикистану и Того, зато опередив Гвинею и Мавританию. Швейцария заняла первое место.
Глобализацию - это процесс, который устраняет национальные границы, интегрирует национальные экономики, культуры, технологии и управление, а также производит сложные отношения и взаимосвязи, опосредованные через разнообразные потоки, включающие людей, капиталы, идеи и так далее.
Низкий рейтинг Узбекистана свидетельствует, что нет в республике никаких "умных домов" или "умных городов", о которых нам твердили в течение последних лет с высоких трибун. Урбанизация по-артыкходжаевски - это снесение исторических памятников, кварталов, домов, отсутствие интеграции старого и нового, плавного перехода архитектуры; это строительство "сити" - огромных коробок на старую инфраструктуру; это возведение бесполезных помпезных памятников и бесвкусных парков в искаженном стиле Диснейленда; это уничтожение экологической системы столицы. Все это нисколько не связывало население с перестройкой города, его экономикой, а управление представляло собой принятие решений в пользу застройщиков с коррупционной составляющей. Бюджеты городов и регионов остались нетранспарентными, а госзаказы и тендеры - закрытыми, неэффективными.
В стране остались такие старорежимные факторы как прописка, регистрация иностранцев; запреты фотографирования и видеосъемок. Насилие и репрессии, включая бытовые, сохранились в обществе. Суды тоже остались зависимыми и несправедливыми.
Глобализация в Узбекистане отразилась особенно сильно в одном направлении - трудовой миграции, это почти 5 млн. человек участвует в этом процессе; это 1/7 часть населения и 1/3 часть трудовых ресурсов. Не менее 2 млн. узбекистанцев активно участвуют в грин-карте, надеясь перебраться в США.
Глобализация проявилась в появлении "серых зон" в Узбекистане - попытке физических и юридических лиц оказать содействие российским компаниям обойти санкции США и Европы. Так, в списке нарушителей оказался узбекский гражданин Макс Пифлакс и компании Promcomplektlogistic. Похоже, республике может грозить серьезная ответственность; все банковские и материально-торговые потоки окажутся под тщательным контролем различных государств, что в итоге скажется на торговом и платежном балансе. Денежные трансферты из России достигли 17 млрд., что должно вызвать настороженность у власть и проведения финансового мониторинга, ведь часть этих денег, вполне допустимо, имеют криминальный характер.
Зима 2022-23 годов показала, что при наличии огромных природных ресурсов, о которых упоминал президент Шавкат Мирзияев, технологии жильщно-коммунального хозяйства, энергетический сектор остались на уровне позднесоветского развития; качество услуг, включая финансовый, тоже особо не продвинулось.
Сохраняется гендерное неравенство, особенно угрожающе этот аспект выглядит в свете клерикализации общества, где религиозные догматы ограничивают права и свободы женщин. Навязываются жителям стандарты поведения, образа жизни, происходит вмешательство в частную жизнь людей. Уже в Иране население протестует против подобного, Объединенные Эмираты раскрывают потенциал женщин через бизнес, управление, социальный статус, а в Узбекистане все быстрее катится духовная жизнь в средневековье.
Программа Третьего Ренессанса нисколько не повлияло на мнение экспертов, которые отдали Узбекистану столь не лестную оценку в мировом рейтинге.
Олга-яшна Узбекистон? Учинчи Ренессансига? Борамизми?



Другие статьи в литературном дневнике: