Газодоминирование КремляПроект создания тройственного газового союза России, Казахстана и Узбекистана, о котором заявлял министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, фактически является новой формой т.н. "интеграционных процессов", но, естественно, в большей степени на интересах одной страны. Узбекская сторона пока еще никак не заявила об этом, что касается Казахстана, то там всерьез обсуждают совместные действия по транзиту российского газа в Китай по казахским трубопроводам. И пока опасных тенденций там не замечают, хотя следовало бы насторожится. Москва предлагает картельное соглашение двум другим участникам, в рамках которого страны-экспортеры остаются экономически самостоятельными в добыче и производстве газа, однако согласовывают общую тарифную и географическую политику, то есть сегментируют рынки сбыта и придерживаются единой ценовой политики. Следует отметить, что себестоимость газа в каждой стране разная, но единая тарифная сетка может влиять на прибыль каждого участника в большую или меньшую сторону. То есть, если это выгодно России, то в меньшей степени может быть выгодно Узбекистану. Причем следует отметить, что Москва рассматривает одно направление в этом союзе - на Юго-Восток Азии. Более богатый углевородородными ресурсами Туркменистан не упоминается, хотя его запасы на уровне казахстанских. Однако Ашгабат больше ориентирован на Иран и Турцию, Кавказ, и в некоторой степени на Китай, и для этого использует газотрубную систему соседей. В перспективе туркменам хотелось бы наличие труб на территории Афганистана с выходом на Пакистан и Индию, правда, этот проект пока существует теоретически. И все же надо отметить, что в тройственный союз Туркменистан входит не намерен, так как имеет свои планы по экспорту сырья. Необходимо при этом помнить, что картель часто трансформируется в синдикат, где уже производство приобретает централизованные формы, и участники утрачивают независимость. Именно к этому вела политика Кремля все тридцать лет. Ей не хочется видеть конкурентами бывших "младших братьев", у которых может быть более гибкая политика и более тесные экономические связи. Таможенная политика предполагала и охрану "общего" таможенного пространства, то есть наличия российских постов на границах стран-участниц. Фактически, это контроль Москвы за партнерами, так как она не доверяла никому и опасалась контрабанды или несогласованного импорта товаров по серым и прочим схемам. Четвертая форма - это валютный союз, когда вводится единая валюта, прототип евро. В этом смысле Россия предлагала часть своих валютно-золотого запаса перевести в Москву, как депозитарий с целью сохранения стабильности общей денежной единицы. То есть это было возвращение к единой финансовой системе СССР, где участники становились опять в положении "младших братьев". Все эти проекты, откровенно говоря, были отвергнуты, за исключением Беларуси, которая с Россией создала союзное государство аморфного типа (псевдоконфедерация). Уж какой был негодяй и мерзавец, авторитарный правитель Ислам Каримов, но сейчас я отдаю должное ему, что он противился таким перспективам - вернуться в Союз. Газовое картельное соглашение - это "пробный шар" для России, которая испытывает сложности из-за международных санкций. Европа уже отказалась от российских энергоресурсов, Китай ограничен в объемах - емум не нужно больше, чем он может потребить, а тут у Москвы есть конкуренты в лице Казахстана, Узбекистана, Туркменистана. Есть потребность у Индии, но нет газопровода, а транспортировать в эту страну необходим танкерный флот, чего у России практически не существует. Но вот газовый картель - это скрытая угроза энергетической независимости Узбекистана. А ситуация с энергетикой в стране сейчас не самая позитивная. Итак, в 2000 году было произведено первичных топливно-энергетических продуктов на душу населения, в тонне нефтяного эквивалента (тнэ): всего - 2,2, из них газ - 1,9, уголь - 0,03, гидроэнергетика - 0,01; в 2005 году, соответственно, 2,1, 1,9, 0,03 и 0,03; 2010 году - 2,1, 1,9, 0,03 и 0,02; в 2015 году - 1,6, 1,4, 0,03 и 0,02; в 2021 году - 1,4, 1,3, 0,04, 0,04. Иначе говоря, снизилось в полтора раза производство самих ресурсов и, в том числе, на 1/3 - газа. Рассмотрим другие данные. Производство нефти и газового конденсата, в тыс. тонн: в 2000 году нефти 4170, газа - 3366, в 2005 году, соответственно, 3440 и 2008, в 2010 году - 2017 и 2019, 2015 году - 1000 и 1728 и 2021 году - 767 и 2101. То есть производство нефти упало в 5,4 раза! А газа - в 1,6 раза. Это говорит о серьезности технологических процессов и работы соответствующих предприятий. Хотя добыча и потребление природного газа оставались более-менее стабильными в течение 20 лет. Итак, в 2000 году было добыто 56,4 млрд.куб.м газа, потреблено 51,3 млрд.; в 2005 году, соответственно, 60,7 и 50,3; в 2010 году - 65,9 и 52,7; в 2015 году - 54,6 и 43,6; в 2021 году - 53,8 и 51,8. Получается так, что в Узбекистане производилось больше, чем потреблялось, и остаток отправлялся на экспорт. На этом фоне предложение Сергея Лаврова развивать газовый картель вызывает тревогу, так как Узбекистан окончательно может втянутся в долговую яму и стать полностью зависимым от Москвы. Здесь возможны варианты: Отмечу, что в 1990-х годах Ислам Каримов скептически относился к узбекско-российским СП, которые формировались на территории РФ. Он считал, что они обслуживают интересы бывшего "старшего брата", чем работают в интересах Ташкента. Свое мнение он основывал на том, что многие объекты, которые были собственностью Узбекистана (построены за счет республиканского бюджета), после распада СССР оспаривались Москвой и фактически были национализированы. На объектах распоряжались российские ОПГ, и Узбекистан никак не мог влиять на управление этими активами, там законы не действовали. В итоге президент дал приказ продать всё (а это более 100 объектов - лесозаготовка, деревообработка, гостиницы, пансионаты и др.), причем, на более-менее приемлемых условиях, и далее быть не увязанным с Россией. А если уж СП и создавать, то только на территории Узбекистана, где все процессы подконтрольны власти. © Copyright: Алишер Таксанов, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|