Индекс жадности и алчности

Алишер Таксанов: литературный дневник

Согласно данным международной неправительственной организации Transparency International за 2021 год, Узбеки­стан занял 140 место или 28 баллов в Индексе восприятии коррупции, оказавшись между Пакистаном и Камеруном (27). Всего в рейтинге 180 стран, в списке менее коррумпированных оказались Дания, Финлян­дия и Новая Зелан­дия (по 88 баллов); наиболее - Сирия (13) и Южный Судан (11 баллов).
Отметим, что это не показатель абсолютной коррупции, так как измерить это явление как, например, ВВП или себестоимость продукции практически невозможно - этот процесс весьма латентен. Число раскрываемых преступлений свидетельствует об эффективности деятельности правоохранительных структур, но не о протяженности и углубленности коррупционных факторов в государстве. Объем выявленных в результате коррупции финансовых сумм - это объем взяток, откатов, рэкета, но не тенденций теневой экономики. То есть изучать коррупцию на базе элементарной статистики практически невозможно. Но при этом коррупция определяется как любые злоупотребления служебным положением в целях личной выгоды.
Transparency International использует такое понимание как "восприимчивость к коррупции", то есть тех людей, которые сами непосредственно сталкивались с фактами коррупции. Поэтому это сводный показатель, который измеряет общую степень распространённости этого явления (частотность и/или объём взяток) в государственном и экономическом секторах. Индекс ранжирует страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. Это важно, так как в Узбекистане введены новые нормы Уголовного Кодекса, расширяющие ответственность за коррупцию, например, подкуп сотрудника негосударственного сектора (предприятия, организации, партии, движения) или коммерческого (банки, фонды, фирмы). Поэтому оценки экспертов Узбекистана могут разнится с Transparency International.
К примеру, согласно опросам или данным возбужденных уголовных дел, наиболее коррумпированными отраслями Узбекистана считаются здравоохранение, народное образование, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, банки, менее - правоохранительные органы, кенгаши и Олий Мажлис. Такая оценка связана с тем, что люди чаще всего сталкиваются с вымогательством или обязательствами откатов именно в этих сферах. И это объяснимо, потому что все люди болеют и ходят по врачам, или их дети учатся в школах, или обращаются по проблемам канализаций, газоснабжения в соответствующие структуры. Но редко когда люди обращаются в прокуратуру или МВД, в суд или в парламент, поотому что не всегда есть на то необходимость. Поэтому складывается впечатление, что вышеприведенные органы - наименее коррумпированные.
На самом деле нетраспарентность госструктур в бюджете, госзаказах, тендерах - это первый звоночек, что существует коррупция. Все ведомства, которые распределяют государственные ресурсы, бюджет или выдают лицензии на тот или иной род деятельности, фактически обладают возможностями злоупотребления, и это происходит. Но ограниченное число персон вовлекаются в негласные перераспределительные функции и знают, какие потоки формируют коррупцию. Поэтому мнение экспертов не всегда тоже могут отражать реальность.
Существует понятие "скупка государства" - когда частные компании покупают у правительства льготы и преференции, особые условия. И власти формируют для этого условия через законодательные акты. При Каримове в Узбекистан приходили крупные и средние иностранные компании, так как им легче было "купить" благоприятные для них условия, и госорганы в этом были заинтересованы. Потому что взятка от такой фирмы значительнее по объему и имеет разовый характер, тогда как создавать условия для мелких или малых инвесторов менее "рентабельно" - с небольших объемов инвестиций много не настрижешь откатов и взяток. В итоге создался негативный фон, когда мелкие инвесторы покинули республику, и остались крупные. Однако в итоге и им пришлось уйти, так как у жадности и алчности нет границ. Вспомните истории Зарафшан-Ньюмонт, Оксус, Ян Интернешнл, Балтимор и многие другие - всех их в итоге "раскулачили".
То, что Узбекистан в индексе до сих пор на последних рядах говорит о том, что реформы Шавката Мирзияева не особо преусмпели и коррупция нисколько не преуменьшалась. Понятное дело, что в одночасье проблему не решишь, но важно, чтобы тенденция имела вектор к сокращению. Пока власти создают формальности для такой борьбы, но удивительно то, что не используются такие ресурсы как гражданское общество, СМИ, блогеры, правозащитники, наблюдатели и т.д. Не всегда применяются международные механизмы противодекйствия и т.д.



Другие статьи в литературном дневнике: