Риски отмывания бабла

Алишер Таксанов: литературный дневник

Узбекистан занял 59 место из 128 государств с оценкой 5,20 (чем больше показатель, тем хуже) в Индексе противодействия отмыванию денежных средств (Basel Anti-Money Laundering Index), комбинированном показателе, принятым для измерения и оценки страновых рисков и связанном с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма. Следует отметить, что этот индекс не измеряет коррупцию или криминальную составляющую, а всего лишь дает оценку рисков, когда отмывание средств становится возможным. Возможно, это связано с тем, что многие процессы имеют латентный характер и трудноизвлекаемые для абсолютных расчетов, но вот косвенно всегда можно определять тенденцию и выявлять проблематичность ситуации.
Показатели, используемые для расчёта рейтинга, сгруппированы по пяти базовым категориям, имеющим разный удельный вес:
- Качество системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (65%);
- Риски коррупции и взяточничества (10%);
- Финансовая прозрачность и стандарты (10%);
- Общественная прозрачность и подотчётность (5%);
- Политические и правовые риски (10%).
Данный индекс выпускается с 2012 года Базельским институтом управления (Basel Institute on Governance), который является независимым ассоциированным институтом Базельского университета (Universit;t Basel) и действует под эгидой Программы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия (United Nations Crime Prevention and Criminal Justice Programme Network).


Итак, самым "чистым" государством является Финляндия (1 место и оценка 2,88), затем следуют Андорра (2,89) и Швеция (3,12). Такая страна как Швейцария, где банковские законы и нормы, казалось бы, должны гарантировать полный финансовый контроль за активами национальных и иностранных лиц, оказалась на 35 месте (4,55) между Италией (4,55) и Коста-Рикой (4,58), то есть не в первой и не второй десятке. Это говорит о том, что существующие механизмы не дают полную и качественную гарантию поступающих в страну средств. Учитывая, что деньги Гульнары Каримовой всплыли из-за неосторожности и даже глупости ее сообщников, то понятное дело, как могут здесь своевольничать профессиональные мошенники или финансовые экстремисты. В недавнем газетном расследовании NZZ сообщалось, что аудиторские компании зачастую не выполняют своих миссий, в частности, они "проглядели мошеннические схемы узбекско-швейцарской компании "Зеромакс". А ведь это потенциальные риски для "стирки" криминальных активов.


В аутсайдерах оказались: на 126 месте Мьянма (7.78), на 127 - Гаити (8.16) и на 128 - Демо­крати­ческая Респу­блика Конго (8.30). Но нужно отметить, что такие страны как Беларусь, Россия, Кыргызстан, Таджикистан оказались после Узбекистана, то есть в списке, к чьим активам следует особо присматриваться. Я не хочу сказать, что Ташкент предпринимает все меры, чтобы противодействовать отмыванию средств, просто финансовая система республики еще не сильно интегрирована в международный рынок, да и инвестиции не особо активно стремятся сюда (учитывая прошлый негативный опыт). Конечно, не следует опасаться приплыва денег от колумбийских наркокартелей, но рядом есть Афганистан... Хотя в последний год возросли денежные потоки из России в Узбекистан, что вызывает озабоченность у экспертов, так как часть ресурсов могут идти на финансирование терроризма (а война в Украине и есть террористическая деятельность Москвы).



Другие статьи в литературном дневнике: