Антикоррупция и стабильность

Алишер Таксанов: литературный дневник

Коррупция является составляющим фоном всех реформ, проводимых как Исламом Каримовым, так и нынешним президентом Шавкатом Мирзияевым. Конечно, есть отличия, поскольку ситуация впринципе изменилась. Если в 1990-2016 годах каримовская коррупция имела латентный характер, многие преступления переквалифицировали с коррупционных на иные, то сейчас, наоборот, официально расширяют список коррупционных статей в Уголовном кодексе. Это делается для того, чтобы больше чиновников удерживать на крючке и принудждать их исполнять теневые операции. Ведь тогда коррупция станет повсеместной и вся "замажутся", что вынудит их быть лояльными к режиму.
Некоторые эксперты считают коррупцию неким "смазочным механизмом" в заржавевшем государственном аппарате. Когда все забюрократизировано, органы имеют расплывчатые и аморфные функции, когда осуществляется тотальный контроль за треми процессами, которые не нуждаются в таком контроле, когда все механизмы принятия решения нетранспарентны, то коррупция выглядит единственным способом урегулировать проблему и вывести бизнес или политику на путь становления и развития. Иначе говоря, в таких восточных обществах, каким являются республики Центральной Азии, коррупция это исторически и социально-духовный приемлемый атрибут государственной жизни. Он не возобраняется и лишь слегка осуждается.
Чиновники считают вполне нормальным присваивать часть государственного бюджета, то есть извлекать ренту из своей должности. Фактически, это было при Советской власти, но это стало некой стабильностью при Ислама Каримове. Ведь он требовал лояльности к себе и подчинения всему тому, что совершает его режим, взамен предоставляя возможности нелегального обогащения. Скупка государства происходила как некий элемент международных экономических отношений, как условия инвестирования в страну, как форма внеконкурентной борьбы. Поэтому никто не удивлялся тому, что творила Гульнара Каримова в стране, или то, какие заказы получала ее компания "Зеромакс". На тот момент все это знали, но помалкивали, считая, что подобные схемы перераспределения бюджета являются обыденной частью рыночных отношений, мол, на Западе все точно так.
Так, согласно данным Акмаля Бурханова, среди опрошенной молодёжи 39% из 16189 респондентов не считают дачу взятки коррупцией. По результатам опроса, проведенного среди населения, 36% респондентов считают, что коррупция, взяточничество и корыстолюбие существуют повсеместно, а 37% отметили, что в некоторых сферах есть преступления, связанные с коррупцией. В середине июня 2022 года А.Бурханов сообщал, что банковская система является самой коррумпированной после сферы образования. За два года из-за преступлений 676 работников банков были расхищены средства на 354,2 млрд сумов.


Шавка Мирзияев решил изменить правила игры, он переакцинтировал основные схемы. Конечно, внешне все происходит как упорная борьба с коррупцией и теневой экономикой, и казалось, на это указывают многие указы, нормы, правила, политика. Так, президент Шавкат Мирзиёев в своём послании парламенту и народу Узбекистана 20 декабря 2022 года высказался об ответственности министров за коррупцию: "Мы много говорим о коррупции, но если в системе допускается коррупция, то почему министр не должен отвечать?.. Почему мы находим самых маленьких людей на нижестоящих уровнях и привлекаем к уголовной ответственности? Почему министр не говорит: „Господин президент, я как министр, в моём министерстве происходит столько хищений, я уйду в отставку“? Хоть один министр так сказал? Всем нравится должность, но не всем нравится брать на себя ответственность".
В июле 2021 года министр юстиции Русланбек Давлетов отмечал, что руководитель госоргана не несёт прямой ответственности за увеличение случаев коррупции в его сфере, но у него есть политическая ответственность перед работодателем — президентом и Олий Мажлисом. «Работодатель принимает решение, исходя из того, утрачено общественное доверие к этому руководителю или нет", - подчеркнул он.


Таким образом, политический вектор определен. Можно отметить следующие вехи в этом направлении, расставленные Шавкатом Мирзияевым:
- он в июне 2020 года учредил Агентство по продиводействию коррупции, поставив во главу Акмаля Бурханова, не политика, не гражданского активиста, а малозначимого ранее чиновника;
- в апреле 2023 года сенаторы Олий Мажлиса Узбекистана одобрили закон, которым определяется перечень коррупционных преступлений и ужесточаются наказания за их совершение; при этом, часть из них не подпадает под нормы, которые предусматривают условно-досрочное освобождение и замену наказания более мягким - это действительно расширяет правовое и этическое пространство, куда протянула свои щупальца коррупция;
- Антикоррупционное агентство разработало Индекс открытости госорганов, и за 2022 год оценило их по восьми категориям; Индекс охватывает 86 министерств, ведомств и учреждений; по результатам индекса 15 госорганов вошли в «зелёную» категорию, 44 — в «жёлтую», 27 — в «красную»;
- Министерство юстиции Узбекистана зарегистрировало приказ директора Агентства по противодействию коррупции, устанавливающий порядок получения и вручения подарков государственным гражданским служащим во время служебных командировок, а также в связи с международными и другими официальными мероприятиями;
- С 10 ноября 2022 года вступил в силу закон «О государственной гражданской службе», который устанавливает порядок получения и вручения подарков госслужащим и является одной из мер по предупреждению коррупции в области государственной гражданской службы;
- Азиатский банк развития представил для Узбекистана заём в размере $150 млн для укрепления управления фискальными рисками и госдолгом, повышения эффективности систем противодействия коррупции и аудита;
- За 2022 год в Узбекистане к уголовной ответственности были привлечены 3116 должностных лица по 2965 уголовным делам; из них 110 являются сотрудниками республиканских, 264 — областных и 2742 — районных (городских) подразделений министерств, ведомств и организаций; в результате должностных преступлений государственным и общественным интересам причинен ущерб в оценочном размере 1,12 трлн сумов, в ходе предварительного следствия было взыскано 847 млрд сумов. Следует отметить, что В 2021 году в Узбекистане к уголовной ответственности были привлечены 2804 должностных лица по 2345 уголовным делам; ущерб был оценён в 913,7 млрд сумов, сообщалось, что в ходе предварительного следствия взыскано 714,8 млрд сумов (78,2%);
- Указом президента от 25 января 2023 года структура министерств и ведомств Узбекистана будет оптимизирована за счёт сокращения некоторых подразделений. Соотношение руководителей и исполнителей составит не менее 1/3; предусмотрено сокращение штата министерств и ведомств на 24%; всего будет 69 госорганов; однако, как считает советник президента Русланбек Давлетов, оптимальное соотношение руководителей и исполнителей в госаппарате должно составлять 1 к 7 (один руководитель на семь сотрудников) по стандартам Гарвардского университета;
- Система декларирования доходов и имущества госслужащих Узбекистана должна была заработать с 1 января 2022 года, однако спустя больше года соответствующий закон до сих пор не принят; в ноябре законопроект был передан на рассмотрение в Кабмин, но правительство ещё не внесло документ в парламент; документом предлагается ввести декларирование доходов и имущества госслужащих в два этапа: 1-й этап — президент, депутаты Законодательной палаты и члены Сената, члены правительства, органов государственного и хозяйственного управления, главы органов местного самоуправления и их заместители; 2-й этап — другие госслужащие (за исключением работников вспомогательного, технического и обслуживающего персонала);
- В конце ноября 2023 года Нижняя палата Олий Мажлиса приняла закон «О конфликте интересов», который был передан в Сенат, но также до сих пор не принят; Глава Антикоррупционного агентства заявлял, что его ведомство выявило тысячи случаев конфликтов интересов на госслужбе, но из-за отсутствия правовых основ устранять такие ситуации проблематично; проект даёт определения понятий «конфликт интересов», «связанные лица», «личные интересы», «близкие родственники». В частности, связанные лица — это юридические лица, акциями или долями уставного фонда (уставного капитала) (за исключением до 10% акций, находящихся в публичном обращении) которых владеют или являются членами органа управления и наблюдательного совета сотрудники госорганизаций и (или) их родственники;
- По факту зимнего кризиса в Узбекистане выявление 192 случаев коррупции в системах надзора за нефтегазовой и энергетической сферами и это свидетельствует о том, что «система была подорвана изнутри», - об этом заявил президент Шавкат Мирзияев; за декабрь 2022 года было выявлено 5000 незаконных подключений к электричеству и 4500 — к газу;
- Постановлением президента Узбекистана от 20 января 2023 года утверждён Кодекс профессиональной культуры и служебной дисциплины сотрудников органов внутренних дел; сотрудник МВД обязан не допускать и строго пресекать проявления групповщины, местничества, кумовства, а также иных негативных ситуаций при исполнении своих служебных обязанностей; запрещено заниматься предпринимательской деятельностью; они также не должны извлекать личную выгоду путём злоупотребления служебными полномочиями; им запрещается принимать подарки и материальные ценности, а также пользоваться услугами в обмен на выполнение или неисполнение своих обязанностей в интересах других лиц;
- Министр здравоохранения Узбекистана Амрилло Иноятов объявил 2023 год годом борьбы с коррупцией в системе здравоохранения; Генпрокурор Нигматилла Юлдашев заявлял, что коррупция охватила всю сферу — приём на работу, финансово-хозяйственную деятельность, оказание услуг и лекарственное обеспечение; он отмечал, что за два года (2018;2019) 581 сотрудник системы здравоохранения был привлечён к уголовной ответственности за правонарушения, из них 114 — за коррупционные преступления;
- За коррупционные нарушения глава Государственного таможенного комитета Акмалхужа Мавлонов уволил пятерых сотрудников и передал их следствию; они помогали предпринимателям незаконно ввозить или вывозить товары;
- Минюст представил для обсуждения обновлённую версию проекта Предпринимательского кодекса; документ определяет новую классификацию бизнеса по обороту, границы и формы госрегулирования, виды проверок и контрольных функций государства, понятия в сфере социального предпринимательства и другое; запрещается создание субъекта предпринимательства или выступление его учредителем, осуществление организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций субъекта предпринимательства руководителям и управленческому персоналу высшего государственного и представительного органа, органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, военнослужащим по контракту в воинских формированиях, входящих в состав Вооруженных сил Узбекистана, руководителям предприятий и организаций, в которых доля государства 50% и более, государственных унитарных предприятий и учреждений.


Есть определенные результаты. Так, в сентябре и октябре 2023 года Агентство по противодействию коррупции выявило случаи занятия государственными служащими предпринимательской деятельностью в Бухарской, Самаркандской, Джизакской, Навоийской, Сырдарьинской, Кашкадарьинской, Наманганской, Ферганской и Хорезмской областях. Здесь предпринимательством в качестве руководителя или учредителя предприятия занимались в общей сложности 1378 госслужащих, включая 138 хокимов и их заместителей, 148 управляющих государственных банков и их заместителей а также 1092 помощников хокимов. Были случаи случаях победы предприятий должностных лиц и их близких родственников в государственных закупках.
Еще одна схема противодействия коррупции - оценка деятельности госучреждений, и в этом направлении Агентство по противодействию коррупции Узбекистана опубликовало рейтинг эффективности борьбы с коррупцией в 24 государственных органах и организациях. Их деятельность по избавлению от коррупции оценили от 0 до 100 баллов. Три госоргана — таможенный (91 балл) и налоговый (81 балл) комитеты и Министерство занятости и трудовых отношений (81 балл) получили рейтинг «хорошо» (от 81 до 100 баллов). При этом 10 госорганов ведут работу по борьбе с коррупцией «удовлетворительно» (от 55 до 81 балла). Это Госкомстат (71 балл), Агентство по развитию фармацевтической отрасли (67 баллов), Узбекское агентство по техническому регулированию (66 баллов), Министерство юстиции (65 баллов) и др. «Неудовлетворительно» (ниже 55 баллов) получили 11 госорганов: министерства жилищно-коммунального обслуживания и народного образования (оба по 52 балла), Министерство строительства (49 баллов), Министерство высшего и среднего специального образования (47 баллов), Агентство кадастра при ГНК (46 баллов) и др.
Банковская система является самой коррумпированной после сферы образования, заявил глава Антикоррупционного агентства. За два года из-за преступлений 676 работников банков расхищены средства на 354,2 млрд сумов, - такие сведения привел А.Бурханов. Число коррупционных преступлений в Ташкенте в 2021 году увеличилось более чем в три раза. Ташкент также лидирует по количеству случаев незаконного использования бюджетных средств, что является одним из основных показателей рейтинга. По итогам февраля 2022 года столица заняла третье место по нецелевому использованию денежных средств на сумму 5,74 млрд сумов по 16 наблюдаемым объектам, в марте — 29 млрд сумов по 80 объектах (третье место). По итогам опроса 26% респондентов на вопрос: «Сталкивались ли вы со случаями коррупции?» ответили положительно. По этому показателю Ташкент занимает второе место после Бухарской области.


Следует отьметить, что в стране принимают некачественные нормативные акты, которые позже приходится изменять, вносить дополнения, или отменять какие-то позиции. Так, из 1545 целостных документов, принятых с 2018 года, в 73% были внесены изменения. Кроме того, изменениям подверглись 30% документов, принятых за последний год, в том числе 80% документов, связанных с предпринимательством. Как отмечал министр юстиции Русланбек Давлетов, частые изменения в уже принятые законы в Узбекистане влияют на устойчивость законодательства. Естественно, коррупция этим пользуется.



Другие статьи в литературном дневнике: