Воровка в Швейцарии

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, в воскресном номере швейцарской газеты NZZ am Sonntag была опубликована статья о Гульнаре Каримовой, старшей дочери усопшего диктатора Ислама Каримова, и её компании "Зеромакс", которая базировалась в Швейцарии, а работала в Узбекистане. Точнее расхищала деньги у партнеров.
(Перевод с немецкого Гугла, технический, у меня не было времени на это)


След "баронессы-разбойницы"
в миллиардном банкротстве компании Baar
15.04.2023, NZZ am Sonntag


Банкротство Zeromax - крупнейшее банкротство в Швейцарии со времен Swissair.
Теперь судебные органы выясняют роль аудиторской фирмы EY: как дочь президента Узбекистана смогла так безудержно обогатиться?


Имя Гульнары Каримовой означает один из крупнейших случаев коррупции, бесхозяйственности и клептократии. Дочь бывшего деспота Узбекистана жила как сказочная принцесса. Сегодня 50-летняя женщина находится за решеткой в Ташкенте.
Один из следов Каримовой ведет в Швейцарию, в компанию Zeromax, расположенную в Бааре, которая обанкротилась в 2010 году. С долгами в размере $5,6 миллиарда, это самое крупное банкротство после Swissair. Дело находится в судах и может вызвать проблемы, в частности, у аудиторской компании EY (Ernst & Young). Их подозревают в том, что они недостаточно тщательно проверили непрозрачные сделки.


Не было недостатка в предупреждающих знаках: например, в сентябре 2008 года компания Zeromax купила пентхаус в Гонконге за $29 млн. Даже тогда EY как аудитор могла бы навострить уши. В конце концов, безумно дорогая квартира вряд ли подходит для офиса.


Но все еще хуже: немного позже, в феврале 2009 года, Zeromax снова продал квартиру компании, расположенной на Виргинских островах. Согласно документам, полученным газетой "NZZ am Sonntag", цена была внезапно снижена вдвое и составила всего $14 млн. Новым бенефициаром стал партнер Каримовой, узбекский поп-музыкант (Речь идет, скорее всего, о Рустаме Мадумарове, - прим. А.Т.).


Компания "Зеромакс" в то время представляла собой золотую жилу. Помимо прочего, она владела эксклюзивной лицензией на экспорт узбекского газа - но государство отозвало ее в 2010 году. С 2005 по 2007 год EY подтвердила правильность отчетности. Но уже тогда у "Зеромакса" были большие долги.


Запутанная бухгалтерия


После этого аудиторская фирма, очевидно, начала сомневаться. По меньшей мере, странно, что на момент банкротства EY все еще не выдала аттестаты за два финансовых года - 2008 и 2009. Тем не менее, фирма сохранила за собой выгодный мандат. В ответ на запрос EY заявила, что всегда соблюдала применимые стандарты аудита, но не может комментировать текущий судебный спор.


Уголовное расследование в отношении Каримовой пролило свет на сомнительные сделки. Согласно им, только в период с 2006 по 2009 год компания Zeromax оплатила ювелирные изделия на сумму $37 млн. В одном случае Каримова якобы купила бриллиантовое кольцо у ювелира из Женевы за $2,5 млн., а затем выставила счет за него через компанию.


По данным следствия, Гульнара Каримова и ее клан получили выплаты на общую сумму более $100 млн. Еще $370 млн., как утверждается, поступили через счет в Газпромбанке в связанные с ней оффшорные компании. Это подталкивает к подозрениям, что EY, возможно, слишком небрежно отнеслась к аудиту бухгалтерских книг Zeromax.


Пока аудиторская фирма стояла на месте, бизнес узбекской компании все больше и больше выходил из-под контроля. Zeromax нанял звезду бразильского футбола Ривалдо и тренера Луиса Фелипе Сколари для футбольного клуба "Бунёдкор" стоимостью $27 млн. Сама Каримова также полюбила гламурный внешний вид. Она выпустила собственные коллекции ювелирных изделий, одежды и парфюмерии. Она также начала карьеру певицы под именем "Googoosha" и выступала с такими светилами, как Хулио Иглесиас и Жерар Депардье.


О том, сколько всего за несколько лет накопила дочь президента, можно судить только задним числом. Согласно отчету, опубликованному в прошлом месяце организацией "Свобода для Евразии", она владела роскошной недвижимостью на сумму $240млн., в том числе в Швейцарии. В общей сложности "Баронесса-разбойница", ставшая на путь миллиардного банкротства компании Baarsie, по слухам, собрала $865 млн. за счет откатов. В основном это было сделано через выдачу лицензий на мобильную связь.


Ограбление за счет узбекского народа вряд ли можно было скрыть. В конфиденциальном докладе Государственный департамент США назвал Каримову "баронессой-грабительницей", как сообщает Financial Times. Дипломаты также предостерегали от деловых контактов с Zeromax.


Иск о возмещении ущерба


Должна ли была аудиторская фирма EY также указать деловым партнерам на риски? Уменьшило бы это ущерб от банкротства? Такова позиция нью-йоркского инвестиционного фонда Lion Point Capital. Он взял на себя ответственность за претензии к EY и теперь инициировал соответствующий иск о возмещении ущерба.


В качестве первого шага Lion Point требует, чтобы EY передала аудиторские документы по Zeromax. Это позволит выяснить, почему аудиторская компания бездействовала в 2008 и 2009 годах. Ожидается, что кантональный суд Цуга вынесет решение по заявлению в этом квартале. С другой стороны, EY пытается предотвратить передачу документов. И не без оснований: по оценкам, ущерб может составить несколько сотен миллионов долларов.


Почти 200 компаний до сих пор сидят с неоплаченными счетами. Под перекрестный огонь попали, в частности, малые и средние предприятия из Германии. Они участвовали в строительстве великолепного дворца в столице Узбекистана Ташкенте, который используется для проведения государственных церемоний и конгрессов. Затраты составили около $1,0 млрд. Одна только девятиметровая люстра в фойе сделана из более чем миллиона кристаллов Swarovski. Этим поставщикам трудно было представить, что компания, разбрасывающаяся такими огромными деньгами, может вскоре обанкротиться. Тем более, что они могли предположить, что Zeromax, как швейцарская компания, будет подвергаться тщательному аудиту.


Для EY это дело тоже происходит в неподходящее время. В настоящее время фирма отвечает за свою роль в миллиардном банкротстве немецкой компании Wirecard. Там она в течение многих лет сертифицировала заказы на авиабилеты. В марте суд обязал EY передать документы внутреннего аудита.


Это может дорого обойтись. Помимо администратора банкротства, более 1 000 инвесторов подали иск о возмещении ущерба. Что еще больше ранит EY: в этом месяце немецкий надзорный орган, также из-за наложенного штрафа и частичного запрета на новые аудиторские задания.
Репутация EY запятнана. Что еще хуже, аудиторской фирме теперь приходится иметь дело с узбекским клептократическим делом. Сама Каримова находится в тюрьме. Но крушение сказочной принцессы еще далеко не завершено.


Обвинение в "обелении"


Предупреждение неудачных банкротств
Бухгалтерский бизнес является прибыльным. В отрасли доминирует "большая четверка". Помимо EY, это Deloitte, PwC и KPMG. Вместе они достигают оборота почти в $200 млрд. в год. Они не только проводят аудит счетов клиентов, но и консультируют их. Из более чем 300 000 сотрудников EY только треть работает в сфере аудита. Такое сочетание неоднократно вызывало обвинения аудиторских групп в конфликте интересов. В случае громких банкротств таких компаний, как Enron или Swissair, аудиторы указали на риски слишком поздно.


Обеление оценки также было вызвано тем, что аудиторы в то же время зарабатывали большие деньги в качестве консультантов. Поэтому политики издали правила для предотвращения подобных конфликтов интересов. Таким образом, у аудиторов больше не должно быть стимулов замалчивать правонарушения. EY даже рассматривала возможность полного выделения аудиторского подразделения. Однако на этой неделе этот план был отменен.



Другие статьи в литературном дневнике: