Начинали все одинаково

Алишер Таксанов: литературный дневник

Хотя республики Центральной Азии долгое время формировались в условиях советской системы, на выходе все оказались в различных ступенях развития. И дело не в террриториальном объеме или численности населения, а также наличия природных ресурсов, а в том, как новые независимые государства использовали свои активы уже в условиях рыночной экономики. Ведь стартовые ожидания были для всех равными, и имеющиеся элиты тоже вышли из одной социальной среды.
Либерализация всех сфер жизни в Казахстане произошла более серьезно, чем в Кыргызстане, а в Узбекистане, Туркменистане и Таджикистане все процессы свернулись в авторитарную "консерву"; здесь граждане не воспользовались в полной мере тем, что дали им постперестроичное время и независимость. Конечно, Казахстан и Кыргызстан остались авторитарными, однако все же институт частной собственности, свободные торговые отношения, предпринимательство получили большее поддержку со стороны властей. В Итоге, ВВП на 2022 год в Казахстане доставил $190 млрд., тогда как в Узбекистане в 2,5 раза меньше - $69,2 млрд., в Туркменистане - $45 млрд., Таджикистане - $8,7 млрд., Кыргызстане - $8,5 млрд.
Валовой национальный доход на душу населения в 2022 году в Казахстане достигал $10 тыс., в Туркменистане - $7,6 тыс., Узбекистане - $1,9 тыс., Кыргызстане - $1,2 тыс., Таджикистане - $0,87 тыс.; при этом в Монако - $173 тыс., Швейцарии - $93 тыс.
Одним из своих программ действующий президент Узбекистана Шавкат Мирзияев обещал увеличить до 2030 года ВВП до $160 млрд, а ВВП на душу населения - до $4,0 тыс. Мне кажется, что такие обещания не имеют под собой серьезных экономико-статистических расчетов. За семь лет такой темп экономики просто невозможен. Страна просто "перегреется", что приведет к диспропорциям развития, да и нет материальной базы для этого. Ведь 5 млн. человек - 1/3 часть экономически активного слоя населения - находится за пределами страны и лишь косвенно - через денежные переводы - влияет на состояние национальной экономики, и непосредственно участие в материальном производстве, оказании услуг она не оказывает внутри республики.
Узбекистан относится к группе стран со средним уровнем дохода населения - на нижней ступеньке (от 2 тыс. до 12 тыс.), тогда как Туркменистана в этом же ряду, но выше; Кыргызстан и Таджикистан - в группе ниже среднего уровня (от 1,0 тыс. и ниже), и только Казахстан входит в список стран с высокими показателями (от 12 тыс.), хотя и там не в лидерах, а в нижней планке группы.


При этом уровень безработицы где-то близок для всех: так, в Таджикистане 6,9%, Кыргызстане - 5,8%, Узбекистане - 5,3%, Казахстане - 4,9%. Следует отметить, что в США этот показатель равен 5,4%, в Швейцарии - 4,8%. Но две последние страны - это рынки, принимающие внешнюю трудовую миграцию, тогда как три первые - это страны, экспортирующие рабочую силу. Безработица в Узбекистане поэтому на таком уровне, потому что 5 млн. человек просто заняты трудом за пределами родины, проблемы их обеспечения работой и доходами лежат на ответственности других стран, таких как Россия, Южная Корея, Турция, Эмираты, Китай, Казахстан. Кстати, Казахстан самодостаточная в этом плане республика: огромная территория, большие запасы природных ресурсов, промышленная база, водные бассейны и свободные зеемли - нужны только руки, чтобы все это запустилось в процветание. В отличие от России, наши соседи провели более гибкую и сильную экономическую реформы. Да, коррупция и здесь процветает, но в отличие от Узбекистана или Кыргызстана местные олигархи и магшнаты вкладывают не в офшоры, а в свое национальное производство, сферы услуг, инфраструктуру.
Исходя из этого сформировалось такое понимание как качество гражданства: это состояние экономики, поддержка государства своих граждан, демократические реформы, возможности своего гражданства для безвизового и безбарьерного проезда в разные страны. Согласно международному рейтингу, четыре страны вошли в категорию "низкое и очень низкое качество" - это Кыргызстан (102 место), Узбекистан (109), Таджикистан (114), Туркменистан (122 место), тогда как Казахстан оказался со "средним качеством" (84 место). Сила паспорта фактически демонстрирцует политическое и экономическое влияние гражданина на мировые процессы.



Другие статьи в литературном дневнике: