Папки из чулана, часть 3

Алишер Таксанов: литературный дневник

ПАПКИ ИЗ ЧУЛАНА, часть 3
(Окончание)


В погоне за швейцарской
фирмой-призраком


Эти продавцы из Шотландии покупают товары у других торговых компаний, базирующихся в Швейцарии или Объединенных Арабских Эмиратах, которые, в свою очередь, покупают у Securtrade. Но на самом деле эти посреднические компании — пустые оболочки. Их единственная цель — служить буфером между Securtrade и ее шотландскими «клиентами».
Одна из них, швейцарская компания Titan Traders, приложила большие усилия для создания фасада. Её штаб-квартира находится в здании в центре Люцерна. Наверху у Титана есть собственная дверь и стеклянная табличка с его именем и общим логотипом. На самом деле за дверью находится помещение трастовой компании, у которой есть собственный вход всего в нескольких метрах.


Когда мы посетили локацию и постучали в дверь Титана, сотрудник трастовой компании сказал нам, возможно, не поняв иронии высказывания: «Здесь никто не работает на «Титан», это просто их головной офис».
Титан имеет банковский счет в банке ABLV в Риге. Он принадлежит Патрику Груну, швейцарскому бизнесмену с множеством интересов, который позиционирует себя как управляющий капиталом. Он признает, что знаком с Тимуром Тилляевым, но клянется, что создал торговый бизнес с Узбекистаном «по собственному желанию, а не по указанию господина Тилляева».


На самом деле Titan работает только с Securtrade, а основная работа Груна заключалась в подписании контрактов и счетов в обмен на комиссионные в размере сотен тысяч евро. Представитель Gruhn говорит, что Титан «бездействует уже почти два года». Патрик Грун также предоставил через Titan Traders кредит в размере 350 тыс. евро французской компании, которая управляет парижским бутиком The Harmonist, парфюмерным брендом Лолы Каримовой, расположенным на престижном проспекте Георга V недалеко от Елисейских полей. Грун говорит, что кредит был полностью погашен.
Грун отметил, что роль Titan заключалась в том, чтобы гарантировать, что шотландские «торговцы» не будут обходить Securtrade и покупать «напрямую у первоначального китайского поставщика».
Адвокат Тимура Тилляева утверждает, что использование этих компаний-посредников «обычно используется компаниями во всем мире не по гнусным или ненадлежащим причинам, а как разумная, благоразумная и законная деловая практика». Он добавляет, что Securtrade «была предметом интенсивных проверок и аудитов третьей стороны», но он не показал эти анализы EIC.


Счета, которые предсказывают
будущее


Наши документы, однако, выявили несколько проблемных транзакций. Например, в ноябре 2013 года Securtrade купила пять партий одежды у китайского экспортера Xinjiang Bortala. Затем Securtrade продала товар за $9 млн. компании Titan, которая перепродала его шотландской подставной компании Five Star. Но документы, полученные EIC, позволяют предположить, что за этим денежным потоком не может быть реальной торговли товарами. В большинстве случаев Titan перепродает одежду Five Star еще до того, как покупает ее.
Счета-фактуры, выставленные китайским поставщиком Securtrade, не имеют названия компании или подписи. В одном из счетов-фактур Xinjiang Bortala упоминается о перепродаже продукции Securtrade компании Titan в дату, которая наступает через две недели после даты, указанной в счете-фактуре. Другими словами, он сообщает о продаже, которая произойдет в будущем.


Одежду доставили грузовиками из Китая на рынок «Абу Сахий» в Ташкенте. Но есть проблемы с транспортными документами. На них стоит печать узбекской таможни, но они были заполнены некорректно: большинство обязательных полей было оставлено пустым, в том числе номера экспортных лицензий, даты отправления и прибытия грузовиков, цены на товары. В ответ адвокат Тимура Тилляева утверждает, что Securtrade осуществляет только «законные, законные сделки с реальными товарами».
«В той мере, в какой нефальсифицированные, фактические документы компании могут выявить ошибку в любой из этих транзакций, мы признаем, что ни одна компания не совершенна на 100%, и мы не утверждаем, что SecurTrade является исключением», — добавляет Марк Ф. Рэймонд.


Деятельность Тимура Тилляева в Арабских Эмиратах вызвала подозрения у властей. В мае 2013 года, после доноса со стороны центрального банка, полиция Шарджи начала расследование в отношении Silk Road FZE (одной из компаний бизнес-плеяды Тилляева) по подозрению в отмывании денег. Двое узбекских менеджеров компании были допрошены, у них изъяли паспорта. Но в итоге им разрешили покинуть страну.
Совпадение - 8 сентября 2013 года управляющий Securtrade Алимбеков Довронбек имел честь встретиться с шейхом Шарджи, султаном бин Мухаммадом Аль Касими, в его дворце. По нашей информации, подручный Тимура Тилляева предложил шейху Rolls Royce. Тимур Тилляев говорит, что ему «не известно» об этом эпизоде и что его компании «не занимаются взяточничеством или коррупцией».


Год спустя под следствием оказалась еще одна компания из сети Тимура Тилляева — Silk Road Cargo, базирующаяся в Дубае. В октябре 2014 года узбекский директор Silk Road Cargo Алексей Яицкий был арестован и заключен в тюрьму за коррупцию в Дубае за дачу взятки в размере 100 тыс. евро чиновнику Эмирата. В конце концов ему разрешили покинуть страну. Адвокат Тилляева говорит, что Яицкий «не действовал от имени компании» и что его сразу же уволили. Несмотря на этот инцидент, вскоре после этого Яицкий был назначен в офис «Узбекистон хаво йуллари» в Лондоне .
Сейчас Яицкий есть на LinkedIn, где указана единственная его должность — «советник» Silk Road, так называется фирма Тилляева.


Бывшие соратники босса мафии
связаны с сделками


Тимур Тиллев подбирал пособников, в прошлом связанных с организованной преступностью. Согласно источникам EIC и сообщениям СМИ, Алексей Яицкий и директор Securtrade Алимбеков Довронбек являются близкими и бывшими сотрудниками старшего узбекского крестного отца Салима Абдувалиева, известного как «Салимбой».
67-летний Абдувалиев описывается как «главарь мафии» в дипломатической телеграмме США, опубликованной Wikileaks. Близкий к бывшему диктатору и отцу Лолы Исламу Каримову, он описывается в этой телеграмме как человек, который контролирует взятки, которые платят иностранные инвесторы за доступ к бизнесу в Узбекистане. Тимур и «Салимбой» также описывались в прессе как «близкие».
"Мистер, Тилляев не имеет личных или профессиональных отношений с Салимом Абдвалиевым и не знает о каких-либо отношениях, которые якобы имеют или имели с ним г-н Довронбек или Яицкий», — отвечает его адвокат.
Система Securtrade приносит мега прибыль. Поскольку наши документы охватывают только 2013 и 2014 годы, Лола Каримова и ее муж, вероятно, обналичили в Дубае гораздо больше, чем $127 млн., о которых нам известно.


Перевели ли Лола Каримова и ее муж свое состояние за границу, чтобы обезопасить себя в случае политических перемен в Узбекистане? Эта система была введена в действие, чтобы уменьшить их налоговый счет? Их адвокат говорит, что «г-н Тилляев отчитывается о своих компаниях в своих документах и платит налоги». Но их богатство может оказаться под угрозой. 8 сентября 2016 года, менее чем через неделю после смерти Ислама Каримова, узбекская веб-газета «Узметроном» сообщила, что власти начали проверку рынка «Абу Сахий» по подозрению в уклонении от уплаты налогов и незаконном использовании иностранной валюты.


По данным сайта Ferghana News, эта «операция» могла подготовить передачу рынка родственникам нового президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Скорее всего, это его зять Ойбек Саидов, который, как известно, является директором в администрации президента. « неизвестно о каком-либо расследовании в отношении «Абу Сахий» узбекскими властями, и он остается 100%-ным акционером «Абу Сахий» более чем через год после смерти своего тестя», — заявляет его адвокат Марк Ф. Раймонд. По его мнению, эта ситуация «свидетельствует о том, что бизнес не извлек выгоды из семейного или защищенного государством статуса».


Бизнес-империи могут возникать и рушиться в Узбекистане за считанные недели, в стране, где многие из самых громких имен в торговле сейчас находятся в изгнании или в тюрьме на родине. Возможные сценарии включают борьбу или соглашение о разделе власти между семьями бывшего и нынешнего правителей. Но в такой закрытой стране, как Узбекистан, трудно найти доказательства того, в чем заключается власть и как эта власть осуществляется.



Другие статьи в литературном дневнике: