Папки из чулана, часть 2

Алишер Таксанов: литературный дневник

(Продолжение статьи)


Лола Каримова дистанцируется от своей сестры Гульнары, бывшей поп-певицы и бизнес-леди, которая с 2012 года преследуется в пяти странах за получение взяток в размере $340 млн. от иностранных фирм для получения лицензий на мобильные телефоны в Узбекистане. В 2014 году Гульнара была помещена под домашний арест в Узбекистане собственным отцом и с лета прошлого года находится в тюрьме, а узбекская прокуратура обвинила ее в хищении в общей сложности $1,5 млрд. В 2013 году, вскоре после первых юридических неприятностей Гульнары, Лола Каримова заявила Би-би-си, что у нее «нет ни родственных, ни дружеских отношений» с сестрой, и они «не разговаривали друг с другом 12 лет».
Лола Каримова сдержанно говорит о происхождении своего богатства. В том же интервью Би-би-си она лишь заявила, что ее муж «является акционером транспортно-торговой компании». Согласно нашим документам, богатство супругов происходит от «Абу Сахий», огромного оптового рынка товаров народного потребления площадью 25 гектаров в пригороде Ташкента. Основанная в марте 2006 года Тимуром Тилляевым, после того как начался его роман с Лолой, «Абу Сахий» стала крупнейшим торговым центром импорта в Узбекистане.
Зять покойного президента также владеет группой компаний «Шелковый путь», компанией, занимающейся грузовыми авиаперевозками, тесно связанной с «Абу Сахием», со штаб-квартирой в нескольких сотнях метров от рынка. Согласно сообщениям СМИ, часто критикующих режим, включая «Фергану» и «Центр-1», успех «Абу Сахий» основан на неофициальных налоговых и таможенных льготах и, возможно, на неуплате таможенных пошлин. Пошлины и налоги на ввозимые в Узбекистан товары являются карательно высокими для потребителей и продавцов, но есть более дешевый путь. «Абу Сахий» состоит из транспортной «системы», которая доставляет товары самолетами и грузовиками из-за рубежа, часто из Китая и через Кыргызстан. Понятно, что торговцы подкупаются в системе, чтобы позволить им ввозить товары в Узбекистан, не оплачивая таможенные пошлины самостоятельно.
В интервью турецкой газете H;rriyet Гульнара Каримова заявила, что «Абу Сахий» «не имеет налоговых обязательств перед государственным бюджетом» и имеет «ежемесячный оборот около $20 млн.», или $240 млн. в год для Тимура Тилляева.


Фирма в Дубае: огромная прибыль
в размере 85% от продаж одежды и телевизоров


Лола и ее муж используют сложную офшорную торговую систему, в результате чего деньги из Узбекистана переводятся в их компании в налоговых гаванях. В начале 2013 года Тимур Тилляев создал в Дубае импортно-экспортную компанию Securtrade, единственным акционером которой он является. Он доверил управление своему коллеге-узбеку Алимбекову Довронбеку, инженеру и чемпиону узбекских боевых искусств.
Здесь мы детализируем цепочку предприятий в нескольких юрисдикциях: Securtrade покупает товары в Китае или Турции, затем продает их другим торговым компаниям, которые продают их шотландским подставным компаниям, которые далее продают их торговцам рынка «Абу Сахий».Документы, полученные EIC, свидетельствуют о том, что эта схема является теневой. Во-первых, это колоссальная прибыль Securtrade. Банковские отчеты за 2013 и 2014 годы показывают, что за этот период компания получила не менее $127 млн. прибыли при обороте в $151 млн. Это дает галлюцинаторную чистую прибыль в 85%, что кажется недостижимым для компании, которая продает товары с низкой маржой, такие как телевизоры и одежда.


Часть этих денег пошла на финансирование деятельности пары и личных расходов. $12 млн. были переведены в Silk Road International, компанию в Брунее, которая владеет грузовым самолетом Airbus A300. Securtrade также заплатила $1,2 млн. Vertfort LCC, американской компании, которая владеет пара Тилляевых-Каримовых для их виллы в Беверли-Хиллз, и $675 тыс. Harmonist Inc., американской компании, управляющей бутиком Lola's Harmonist в Лос-Анджелесе.


Остальные денежные средства, $113 млн., остались на счетах компании в Mashreq Bank в Дубае и в NBAD Bank в Абу-Даби, а $20 млн. были переведены на счет в швейцарском банке Vontobel через швейцарскую компанию по управлению активами.
Остается вопрос: как Securtrade может достичь такой огромной прибыльности? Ну, вроде бы эта дубайская компания Тимура Тилляева продает продукты, но редко их покупает. В его банковских записях за 2013 и 2014 годы продажи составили $151 млн., но только восемь миллионов идентифицированы как платежи поставщикам, что почти в двадцать раз меньше.
В своей годовой финансовой отчетности Securtrade заявляет, что за тот же период она купила продукции на $92 млн., но добавляет, что на конец 2014 года она накопила торговый долг в размере $79 млн. перед своими поставщиками.
Это означает, что Securtrade выплатила только $13 млн. из $92 млн. Финансовые эксперты говорят, что продавец в такой сделке не стал бы мириться с такой большой задолженностью перед клиентом, поскольку эти платежи обычно проходят максимум через три месяца. Таким образом, это вызывает сомнение в реальности этих деловых сделок - вопрос, который адвокат Тимура и Лолы отказался публично разъяснять. Он только заявил, что финансовая отчетность Securtrade является «надлежащей и честной».


Клиенты Securtrade вызывают не меньше беспокойства. Компания осуществляет почти все свои продажи с подставными корпорациями, у которых нет офисов или сотрудников. На вершине цепочки конечными клиентами Securtrade являются, по словам адвоката Тилляева, торговцы, которые продают товары «продавцам на Абу-Сахий и других рынках».
Но все эти торговцы, стремящиеся работать в Средней Азии, странным образом решили открыть свой бизнес в Шотландии, более чем в 5000 километрах от Ташкента.


Узбекская торговая точка:
деревня в Южном Ланаркшире


Три торговых клиента Securtrade называются Elcorp, Five Star Technology Support и Greenhall Management. Это «шотландские товарищества с ограниченной ответственностью», спорный статус, позволяющий им хранить тайну владельцев с такой же непрозрачностью, как у самых отъявленных налоговых убежищ, но с респектабельным фасадом британской компании.
Конечные клиенты Securtrade проживают в комнате в центральном квартале Эдинбурга и в таунхаусе в деревне Дуглас в графстве Южный Ланаркшир. Это село прославилось, когда одна из 2662 компаний, зарегистрированных по адресу Мейн-Стрит, попала под уголовное расследование из-за продажи оружия в отношении Украины и Объединенных Арабских Эмиратов.
За шотландскими компаниями, торгующими с мужем Лолы Каримовой, стоит та же дублинская фидуциарная фирма Kearney Curran & Co и те же британцы, выступающие в качестве номинальных директоров. Два из этих имен управляют более чем 2000 компаний, что принесло им статус самых активных подставных лиц в Европе. Короче говоря, эта схема обычно используется для сокрытия настоящих владельцев этих компаний.


В Эдинбурге Джон Хейн, зарегистрированный по адресу Elcorp Management, подтвердил, что его компания установила «службу почтового ящика» для этой торговой фирмы и что он пересылал все письма в Дублин. У Elcorp нет персонала по указанному адресу.
В Дугласе аналогичная экспедиторская компания под названием Office Wizard также подтвердила, что «пятизвездочная техническая поддержка» не представлена по ее адресу. «Мы сдаем виртуальное пространство компаниям, которые базируются за пределами Великобритании, но хотят работать в Великобритании», — сказала Лили Кларк из Office Wizard. «Они могут работать в любой точке мира».


Еще одно совпадение: все эти «шотландские LP» открыли счета в латвийском банке Rietumu в Риге. У этого банка плохая репутация, и недавно Франция оштрафовала его на 80 млн. евро за отмывание денег и уклонение от уплаты налогов .


(Продолжение следует)



Другие статьи в литературном дневнике: