Когда госбезопасность - угроза

Алишер Таксанов: литературный дневник

Служба национальной (позже - государственной) безопасности Узбекистана является правопреемником республиканского отделения КГБ СССР. Если раньше этот орган защищал Советскую власть, то Ислам Каримов с начала 1990-х легко переформатировал для укрепления личной власти и защиты своих корыстных интересов. Позже СНБ реагировала не столько на реальные угрозы (терроризм, шпионаж, подрыв демократических институтов и т.д.), сколько на мнимые (диссиденты, партии, СМИ, Интернет, гражданская активность жителей) и извлечение прибыли от своих полномочий (бизнес, валюта, активы, бюджет).
Фактически, Служба стало монстром, государством в государстве, при этом обслуживая диктатуру Каримова. В итоге сформировались следующие угрозы, которые возникли для государства и общества:


1. Нарушение прав и свобод граждан. СГБ стала защищать диктатора, используя свои полномочия для подавления оппозиции и ограничения свободы слова, собраний и медиа. Все процедуры проходили через Службу или представителей службы в ведомствах и организациях. Был введен институт цензуры, кураторства за СМИ, блокировки Интернета; специальные отделы в Министерстве юстиции не регистрировали неправительственные организации и политические партии, которые стремились к самостоятельности и имели инфые программы для государства и общества; Министерство иностранных дел отказывало в аккредитации иностранных журналистов; Министерство внутренних дел пытало и убивало задержанных, не выдавало стикеры для выезда за границу, отказывало в прописке/регистрации граждан; парламент принимал законы, ущемляющие журналистов и активистов, правозащитников. Это привело к систематическому нарушению прав человека и подавлению демократических процессов.
Февральские взрывы 1999 года в Ташкенте вызывают подозрение, что это могла сделать Служба, чтобы начать репрессии против оппозиции и недовольных; тогда преследованиям подверглись десятки тысяч человек. Нарушение прав андижанцев привело к восстанию в мае 2005 года, которое было жестоко подавлено армией и МВД под контролем СНБ. Попытка начать собственную политическую карьеру лидера "Солнечная Коалиция" Санджара Умарова привела к гонениям его семьи и его лично, незаконному изъятию бизнеса и имущества. СГБ сделала все, чтобы лишить гражданства вынужденных беженцев.


2. Коррупция и безнаказанность. СГБ в течение 30 лет стала инструментом для коррупции и безнаказанности. Это создало условия для систематического злоупотребления властью, отклонения от закона и непрозрачности в государственных процессах. Любые кадровые изменения, передвижения по карьере согласовывалось с СГБ, и это касалось не только государственных структур. Зачастую Служба вмешивалось в назначения и прием на работу в частных предприятиях, неправительственных движениях и организациях, создавая условия, когда политически нелояльных к режиму персон просто отсеивали или не позволяли развиваться.
В итоге во всех партиях - безвольные и политически инфантильные члены, выдвиженцы от партий в Олий Мажлисе или региональных Кенгашах - это безвольные депутаты, которые голосуют по указке и не ставят под сомнение правильность курса или реформ и нарушения законности. Все квазиобщественные структуры типа "Соглом авлод учун", Комитет женщин, Творческий союз журналистов и прочее - это органы, которые обязаны защищать режим, а не поддерживать гражданские права и профессиональный рост людей.
Не секрет, СГБ применяла свои полномочия для преследования и угнетения политических оппонентов, подавляя свободу слова, собраний и других гражданских свобод. Она нарушала конституционные права граждан, включая незаконные задержания, принудительные исчезновения и пытки. Это всё подорвало правовое государство и создало атмосферу страха и неуверенности. Именно этого добивался Ислам Каримов, и именно это сейчас практикует второй президент.


3. Отсутствие политической стабильности. В результате репрессии и нагнетания атмосферы страха СГБ привело страну к отсутствию политического развития и формированию демократических институтов. Обмудсмен играл роль "безмолвной куклы", Национальный Центр по правам человека (руководит Акмаль Саидов, академик) - ширма, которая скрывала реальные репрессии в отношении людей. Оппозиция и гражданское общество столкнулись с репрессиями, а это способствовало возникновению социальной напряженности, протестам и даже насилию. Естественно, это негативно сказалось на экономическом развитии и общественной безопасности.
В результате сформировалось не конструктивное и демократическое сопротивление, а подпольное радикальное, что в большей степени угрожает стране. Потому что радикальные персоны намерены устранять проблемы через вооруженное восстание, мятежи, диверсии или партизанское движение. И самое главное, у них есть идеология, есть программа, за которым следуют массы, разуверевшиеся в демократии и либерализации.
Между тем, СГБ легче договориться с радикальными течениями, таким образом, контролируя имх, чем с демократическими силами. В своей сути авторитаризм тождественен радикализму, это одна палка о двух концах. Можно передать им под собственность часть ресурсов (подкуп), и тогда радикализм начнет борьбу с либеральной оппозицией и гражданским активом. Так и получилось, часть религиозных деятелей поносят правозащитников, диссидентов, независимых блогеров и журналистов, ученых, смещают акценты, мол, все беды в Узбекистане от них, и не от действующей власти.


4. Угроза национальной безопасности. Политика СГБ привела к тому, что стало принятым игнорировать или замалчивать угрозы национальной безопасности. Это привело к недостаточной защите от внешних угроз, таких как терроризм, кибератаки и организованная преступность. Судите сами: численность СНБ, включая Комитет по охране госграницы - 45 тыс. человек, МВД - 120 тыс., прокуратуры - 5,0 тыс., таможни - 12 тыс., в то время как в вооруженных силах (подчиненных Минобороне) всего 58 тыс. Получается, что государство опасается внутренних врагов, а не внешних, раз численность сотрудников, связанных с внутренней безопасности в три споловиной раз больше, чем тех, кто обязан защищать Узбекистан от иностранной угрозы. А события в Украине показывают, что внешний враг существует.


5. Теневая экономика и контроль за ресурсами. СГБ получила полный контроль над финансами и банками, это способствовало коррупции и злоупотреблениям властью. Сотрудники СГБ использовали свои полномочия для личной выгоды, в том числе для незаконного обогащения, отмывания денег и манипуляций с финансовыми рынками. Известно, что глава СНБ Рустам Иноятов - нелегальный олигарх, чьи капиталы размещены за рубежом. Он владелец не только зарубежных объектов недвиджимости, но и "Ориент-банка", хлопковых фирм и прочих бизнес-структур.
В таких коммерческо-государственных структурах, как НК "Узбектуризм", НК "Узбекистон хавой йуллари", НХК "Узбекнефтегаз", НЖДК "Узбекистон темир йуллари", Министерстве внешних экономических связей, внешнеторговых компаниях и ассоциациях, бирже и других присутствуют сотрудники СНБ, без подписи которых ни один контракт не имеет силы и не осущестьвляется платеж. Естественно, часть откупных (взятки, откаты) идут в фонд СГБ.


6. Нарушение экономических прав и свобод граждан. Контроль над финансами и банками обеспечило СГБ возможность наблюдать и контролировать финансовые операции граждан, их покупки, оплату, переводы. Это способствовало нарушению права на приватность и конфиденциальность финансовых данных граждан, а также ограничению их экономической свободы. Более того, Служба получила право извлекать выгоду от таких нарушений: до 100% конфискованных активов шло во внебюджетный фонд СГБ.
За 30 лет было ограничение свободы предпринимательства. В частности, СГБ принуждало бизнесменов использовать только определенные коммерческие структуры что вело к ограничению свободы предпринимательства и инноваций, препятствовало развитию новых бизнесов и иностранных инвестиций, ущемлению прав собственности, ведь Служба получила контроль над всеми хозяйственными операциями. Бизнесмены вынуждены были передавать свои активы или контроль над ними посредническим структурам, что нарушало принципы частной собственности.
Более того, произошёл отток капитала. СГБ спровоцировало отток капитала из страны. Бизнесмены столкнулись с ограничениями и неоправданными рисками при работе с посредническими структурами, что побудило их искать более благоприятные условия в других странах.


7. Неравенство и экономическая нестабильность. Ведомство Р.Иноятова (пускакй даже бывшего, однако он остается "серым кардиналом" Службы) в течение долгого периода контролирует финансы и банки, это создало неравенство и обеспечило экономическую нестабильность. СГБ через влияние на правительство и депутатов/сенаторов предоставляло привилегии и льготы определенным группам или лицам, что усугубило разрыв между богатыми и бедными и создало недовольство в обществе.
В статистике для измерения социального неравенства существует несколько индексов, наиболее распространенными из которых являются коэффициент Джини и индекс Гини. Так, коэффициент Джини измеряет степень неравенства в распределении доходов или богатства в обществе. Он колеблется от 0 до 1, где 0 означает полное равенство (когда все люди имеют одинаковый доход или богатство), а 1 означает полное неравенство (когда один человек получает все доходы или имеет всю совокупность богатства). Индекс Гини также измеряет неравенство в распределении доходов или богатства, и он также находится в диапазоне от 0 до 1. Чем ближе индекс Гини к 1, тем выше уровень неравенства.
По индексу Джини от ООН в Узбекистане достигал 36,8%, индекс богатейшие 10% к беднейшим 10% разница в 10,6 раз; индекс богатейшие 20% к беднейшим 20% - в 6,2 раза. Данное неравенство возникло как результат политики "проклятия ресурсов" и влияния СГБ за хозяйственными процессами.


8. СГБ использует свои полномочия для осуществления незаконных операций, таких как вывод капиталов в офшорные зоны, легализация криминальных активов или контроль за иностранными инвестициями, это привело в итоге к серьезным негативным последствиям. Во-первых, такие действия обеспечили экономические потери для Узбекистана, уменьшение инвестиций и развитие теневой экономики. Во-вторых, это может привести к неравенству и социальным напряжениям, поскольку ресурсы и богатство страны могут быть неравномерно распределены (об этом смотри Индекс Джини).


9. Незаконный вывод капитала и легализация криминальных активов. Служба использовала свои ресурсы и полномочия для осуществления операций по выводу капиталов из страны в офшорные зоны и легализации криминальных активов. Ведь не могла Гульнара Каримова осуществлять свои незаконные операции без участия СНБ. Более того, многие крупные руководители Службы обогатились именно за счет таких операций, включая транзит наркотиков, оружия, криминальных денег, торговлей людьми. Президент Шавкат Мирзияев часто называал имена таких коррупционеров, причем высокого ранга. Как результат - потеря национальных ресурсов и подрыв экономической стабильности.


10. Контроль над частным бизнесом и нелегальное обогащение. Рустам Иноятов и егшо Компани осознали, чтьо необходимо контролировать частный бизнес и извлекать нелегальную выгоду через вымогательство, шантаж, монополизацию рынков и другие незаконные практики. Это ущемляло предпринимательскую свободы, вело к ограничению конкуренции и искажению экономической справедливости. Но разве это кого-то волновало, когда в чемоданах заносят миллионы долларов?


11. Смена приоритетов и настроений. Под влиянием СГБ сформировалось неправильное экономическое мышление населения. Люди вкладывали свои деньги не в производство, не покупку акций для развития предприятий, а в тезаврирование: приобретение золота и ювелирных изделий, имущества, недвижимость, автомобилей, заграничные поездки. Престижом стали ценности, которые не приносят стране экономические выгоды, а выступают формой проявления богатства и чванства, высокомерия.


12. Слияние безопасности с организованной преступностью. Имена такие как Гафур Рахимов (Черный, Барон), Салим Абдувалиев (Салимбай) и многие другие на слуху у граждан Узбекистана, эти люди не скрываются, а активно участвуют в разделе сфер влияния, экономики, на политические устои государства. Многие чиновники СГБ и других правокарательных структур считают за честь общаться с криминальными авторитетами, делать общий бизнес.
СГБ, объединенная с мафией, реализовывала свои ресурсы для проведения шпионажа, кибератак и других действий, которые представляли угрозу национальной безопасности. Это включало в себя передачу конфиденциальной информации, нарушение критической инфраструктуры и другие подобные действия. Служба применяла свои полномочия и ресурсы для защиты и обеспечения незаконных действий организованной преступности, включая взяточничество, отмывание денег и другие коррупционные практики. Слияние двух этих институтов привело к разрушению правового порядка и правосудия; закон манипулировался или был игнорирован в пользу интересов мафии, что создало безнаказанность и беззащитность для граждан. В свою очередь, ОПГ предоставляла услуги для подавления оппозиции и критиков.


13. Частная армия и угроза переворота. СГБ получила не только большие полномочия от Ислама Каримова, но и стала сама определять политику и вектор развития государства. Она паразитировала на паранойе и страхах диктатора перед народом, поэтому злоупотребляла своими полномочиями. В Итоге Рустам Иноятов стал использовать возможности Службы для создания своей частной армии и вооружения ею оружием из Израиля. Информационные технологии, которые представлял Тель-Авив для борьбы с радикализмом, использовались сотрудниками СГБ для личного обогащения через шантаж бизнесменов и преследования оппозиции.



Другие статьи в литературном дневнике: