Опасное братство

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, "президент Узбекистана Шавкат Мирзияев и президент России Владимир Путин в ходе телефонного разговора 21 февраля 2025 года обсудили дальнейшее развитие и укрепление узбекско-российских отношений. Особое внимание уделено обеспечению динамики роста основных показателей торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, а также поддержке проектов промышленной кооперации в регионах двух стран", - сообщают СМИ.


Я заметил активность Москвы в отношении Узбекистана. Словно Путин хватается за последнюю соломинку, чтобы не утонуть в кризисе, куда он сам себя втолкнул. И сейчас Ташкент становится для путинского режима одним из немногих выходов в западный мир за ресурсами, включая технологии, товары двойного назначения и вывод капиталов из-под международного контроля. Но узбекистанцам такой диалог преподносится как перспективное сотрудничество и братские отношения, и в итоге создается впечатление, что Узбекистан поддерживает агрессивную войну и помогает Кремлю достигнуть в ней победы.


Между тем, сотрудничество Узбекистана с Россией, находящейся под международными санкциями и ведущей войну против Украины, несёт ряд потенциальных угроз:


1. Экономические риски
- Санкционные ограничения. Торговля с Россией может привести к вторичным санкциям со стороны США и ЕС против узбекских компаний и банков, работающих с российскими партнёрами. За первое полугодие 2024 года товарооборот с Россией достиг $6,8 млрд., из них импорт $4,7 млрд. Ташкент проявляет зависимость от "старшего брата", и это подмывает экономический суверенитет.
- Финансовая зависимость. Экономика Узбекистана может пострадать из-за чрезмерной зависимости от российских инвестиций, банковской системы и переводов мигрантов. В частности, большая часть средств от трудовых мигрантов (77% от $14,8 млрд.) по-прежнему поступает из России — $11,5 млрд. в 2024 году, что на 29% больше, чем в 2023 году.
- Риски в логистике. Из-за санкций РФ ограничен доступ к мировым рынкам, что может повлиять на транспортные и торговые маршруты через Россию.
- Сотрудничество на ВПК России. Узбекистан поставляет нитроцеллюлозу для пороховых заводов России (почти на $4 млн.), то есть обеспечивает активом для продолжительной войны. Ташкент производит дроны, которые могут поставляться для военных нужд в СВО. Кроме того, узбекский текстиль используется для пошива обмундирования российских солдат, а изделия металлургических комбинатов идут на производство российской военной техники. Иначе говоря, Узбекистан уже включен в военный цикл Москвы.


2. Политические угрозы
- Дипломатическое давление. Сотрудничество с РФ может испортить отношения Узбекистана с Западом и Украиной, что усложнит привлечение инвестиций и развитие международных связей. Дело в том, что многие страны Юго-восточной Азии или Европы не хотят связыватся со странами, у которых статус "серой зоны", то есть страны, которая помогает обходить санкции. Уже известно. что на ряд физических и юридических лиц Узбекистана наложены санкции Министерства финансов США за помощь в избежании эмбарго и санкций на Россию.
- Угрозы суверенитету. Россия традиционно использует экономическое влияние для давления на постсоветские страны, что может ограничить самостоятельность Узбекистана в принятии решений. В итоге на многих сессиях ООН, где поднимаются вопросы российско-украинской войны, Узбекистан или не участвует в голосовании, или занимает нейтральную позицию, а иногда активно голосует в пользу Москвы.


3. Безопасность и региональная стабильность
- Рост пророссийской пропаганды. Усиление влияния российских СМИ может способствовать дезинформации и расколу общества. Так оно и происходит, поскольку Узбекистан ретранслирует все российские каналы на своей территории, фактически превращая своих граждан в сторонников российской агрессии. Официально же политики Узбекистана не выражают своего отношения к СВО и войне в Украине.
- Вероятность втягивания в геополитический конфликт. Россия может оказывать давление на Узбекистан в вопросах военного сотрудничества, что создаст угрозу нейтральному статусу страны. Уже сейчас известно об участии узбекских граждан в данном конфликте на стороне России. Уголовное наказание к ним со стороны узбекского правосудия оказалось весьма мягким для такого вида преступления. Это говорит о том, что власти сквозь пальцы смотрят на вербовку узбеков российскими вооруженными силами.
- Обострение внутренних проблем. Возможны провокации, связанные с межэтническими и религиозными вопросами, которые Россия использует в других странах для влияния на внутреннюю политику. На территории Центральной Азии подобные сценарии уже срабатывали, и в этом многие видели работу спецслужб России. Например, речь идет о событиях 2010 года на юге Кыргызстана. Тогда на месте конфликта были задержаны сотрудники ГРУ Минообороны РФ.


4. Зависимость от трудовой миграции
- Трудности для узбекских мигрантов. Санкции могут привести к ухудшению экономической ситуации в РФ, что скажется на рабочих местах и доходах узбекских мигрантов. В социальных сетях можно увидеть множество роликов, где правоохранительные службы устраивают облавы на мигрантов и ставят их в унизительные ситуации, применяют силу и психологическое давление. Падение рубля привело в 2023 году к оттоку более 100 тыс. узбекистанцев на родину.
- Политическое использование мигрантов. Россия может манипулировать миграционной политикой для давления на Узбекистан, ограничивая или ужесточая условия пребывания узбекских граждан. Более того, идет активная ыербовка узбеков с обещаниями предоставить им российское гражданство.


Вывод
Сотрудничество с Россией в текущих условиях несёт для Узбекистана значительные риски. Оптимальным вариантом было бы диверсифицировать внешнюю политику и экономику, усиливая сотрудничество с Китаем, ЕС, США и Турцией, чтобы минимизировать возможные негативные последствия.



Другие статьи в литературном дневнике: