Нет в жизни счастья?

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

В смыслах Библейских писаний много того, что не укладывается в наши нынешние представления. В них, в самых разных переводах, встречаются слова участь, часть, участие, причастие. А вот слова СЧАСТЬЕ там нет!
Оно появляется только в 19 веке в Синодальном переводе, и в более поздних, и используется как замена слову блаженство. От чего же так? Это понятно из этимологии слова «счастье»: «сочетание разорванного, разбитого на части».
В древних текстах слова «участь», «часть», «участие» звучат для уразумения того, что блаженство/счастье человека невозможно без Божьего участия.
В Новом Завете говорится не о счастье, а об участи, причём об участии людей в деле спасения: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти…» (Откр. 20:6).
В нынешней речи слову счастье придаётся значение желаемого и искомого в этой жизни состояния, вполне достижимого. Суетясь и страдая от несчастий, внутренней разобщённости и внешних разделений, больные эгоизмом люди упорно продолжают вынашивать иллюзию личного, собственного счастья. Следствием этой иллюзии становится избегание настоящей жизни. Но этого мало. Кто-то ещё берётся говорить о всеобщем счастье, а кто-то в это верит и это подхватывает! Более мягкого определения, чем идиотизм, этому трудно подобрать.
Между тем каждому человеку открыт путь к достижимому и реальному блаженству. Христовы Заповеди блаженства нигде и никем не называются заповедями счастья. В Евангелии слова счастье нет ни в греческом тексте, ни в одном из современных переводов на языки мира. Есть только однокоренное словосочетание «благая часть»: «…ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лук. 10:41-42).
Зато открыт иной путь: исцеление благодатью Божией и вечная жизнь во Христе, которая и есть блаженство. Это – о частях, которые соединились в ЦЕЛОЕ. В русском языке слово «целое» противоположно однокоренному слову «часть». Разделённое на части человечество не может стать «счастливым», то есть самовольно собрать себя по частям в единое целое. Несмотря на то, что этого «желает» Господь: «…сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 23:33-39).



Другие статьи в литературном дневнике: