Царица Эсфирь втянута в вековую вендетту народов
Царица Эсфирь втянута в древневековую вендетту
На праздник Пурим в еврейских общинах культурных центрах Молдовы и Германии обильно снабжают посетителей красочно оформленными брошюрами с текстом "Мегилат Эстейр" (свиток Эстер). Содержание Свитка Эстер в древнееврейском сборнике Кетувим практически являются полным аналогом "Книга Эсфирь" в Библии.
В православной Библии "Книга Эсфирь" канонизирована. В иудаизме эта книга не только канонизирована, но ей посвящён особый праздник.
Пурим символизирует борьбу за физическое и духовное выживание еврейского народа и иудаизма. На самом деле интрига разворачивается вокруг строительства "Второго Иерусалимского храма". Образ Эстер (Эсфирь)представлен как образец жертвенности женщины во имя спасения своего народа. Символом духовного и физического спасения народа является восстановления "Второго храма".
Царице Эсфирь (Эстер) посвящены множество картин великих художников христианской Европы. Свиток Эстер украшен прекрасными орнаментами.
Как автор при анализе книги Образа Есфирь, я хочу:
1. показать, что читать книгу Эсфирь нужно понимая, что речь идёт о вполне конкретных исторических событий, в конкретное время, привязанное к точной дате по древнееврейскому календарю. Для определения конкретного исторический периода приведены ссылки на полях печатного издания Библии. Например: На полях мы видим (1 Ездр. 4, 6). Это пояснение, где читатель может найти пояснение к первому стиху Гл. 1. стих 1. открываем книгу Ездры. Ездр. 4, 6 гласит:
"6 А в царствование Ахашвероша, в начале царствования его, написали обвинение на жителей Иудеи и Иерусалима".
Из этого стиха следует, подтверждение того, что царям державы Ахеменидов разные народы писали послания с обвинениями на жителей Иудеи и Иерусалима. Вдумчивому читателю я предлагаю предлагается прочитать весь текст главы 4 "Книга Ездры", из которого станет ясно. что подобные "кляузы" одного народа на другой были довольно частым явлением. В главе имя царя Артаксеркса упоминается четыре раза. Царь Артаксеркс даже издал приказ о приостановке работ по по восстановлению Иерусалимского храма. то есть отменил . Более того для этого использовались войска. Остановка продолжалась "до второго года царствования Дария, царя Персидского Ездр. 4, 24. Я приведу для читателя весь текст главы 4 "Книга Ездры".
1
И услышали враги Иуды и Вениамина, что возвратившиеся из плена строят храм Господу Богу Израилеву;
2
и пришли они к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда.
3
И сказал им Зоровавель и Иисус и прочие главы поколений Израильских: не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир, царь Персидский.
4
И стал народ земли той ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении;
5
и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира, царя Персидского, и до царствования Дария, царя Персидского.
6
А в царствование Ахашвероша, в начале царствования его, написали обвинение на жителей Иудеи и Иерусалима.
7
И во дни Артаксеркса писали Бишлам, Мифредат, Табеел и прочие товарищи их к Артаксерксу, царю Персидскому. Письмо же написано было буквами Сирийскими и на Сирийском языке.
8
Рехум советник и Шимшай писец писали одно письмо против Иерусалима к царю Артаксерксу такое:
9
Тогда-то. Рехум советник и Шимшай писец и прочие товарищи их, - Динеи и Афарсафхеи, Тарпелеи, Апарсы, Арехьяне, Вавилоняне, Сусанцы, Даги, Еламитяне,
10
и прочие народы, которых переселил Аснафар, великий и славный и поселил в городах Самарийских и в прочих городах за рекою, и прочее.
11
И вот список с письма, которое послали к нему: Царю Артаксерксу - рабы твои, люди, живущие за рекою, и прочее.
12
Да будет известно царю, что Иудеи, которые вышли от тебя, пришли к нам в Иерусалим, строят этот мятежный и негодный город, и стены делают, и основания их уже исправили.
13
Да будет же известно царю, что если этот город будет построен и стены восстановлены, то ни подати, ни налога, ни пошлины не будут давать, и царской казне сделан будет ущерб.
14
Так как мы едим соль от дворца царского, и ущерб для царя не можем видеть, поэтому мы посылаем донесение к царю:
15
пусть поищут в памятной книге отцов твоих, - и найдешь в книге памятной, и узнаешь, что город сей - город мятежный и вредный для царей и областей, и что отпадения бывали в нем издавна, за что город сей и опустошен.
16
Посему мы уведомляем царя, что если город сей будет достроен и стены его доделаны, то после этого не будет у тебя владения за рекою.
17
Царь послал ответ Рехуму советнику и Шимшаю писцу и прочим товарищам их, которые живут в Самарии и в прочих городах заречных: Мир... и прочее.
18
Письмо, которое вы прислали нам, внятно прочитано предо мною;
19
и от меня дано повеление, - и разыскивали, и нашли, что город этот издавна восставал против царей, и производились в нем мятежи и волнения,
20
и что были в Иерусалиме цари могущественные и владевшие всем заречьем, и им давали подать, налоги и пошлины.
21
Итак дайте приказание, чтобы люди сии перестали работать, и чтобы город сей не строился, доколе от меня не будет дано повеление.
22
И будьте осторожны, чтобы не сделать в этом недосмотра. К чему допускать размножение вредного в ущерб царям?
23
Как скоро это письмо царя Артаксеркса было прочитано пред Рехумом и Шимшаем писцом и товарищами их, они немедленно пошли в Иерусалим к Иудеям, и сильною вооруженною рукою остановили работу их.
24
Тогда остановилась работа при доме Божием, который в Иерусалиме, и остановка сия продолжалась до второго года царствования Дария, царя Персидского."
Ссылку на полях Библии "Книга Есфирь" (Ездр.4.6), Книга Ездры глава 4 - 24) подтверждает вышесказанное.
не только привлечь новые исторические аналогии , но увязать эти аналогии с современным событиями происходящими в мире.
Понять и осознать события, которые произошли в в период персидского владычества(Ахеменидской державы)сегодня можно глубже благодаря не только новыми свидетельствами историии и археологии, но и благодаря доступности труов Иосиа флавия. При этом особо зочу подчкркнуть, чтоБиблия с её "Книга Эсфирь" не просто в точночи воспроизводит древний текст. Кроме этого на полях текста даются адресация с помощью которой легко увидеть ссылки и упоминания сбытий, которые произошли с Эсфирь и еврейским народом.
Имеется великое множество комментариев раввинов древности и современных раввинов, но они сводятся к описанию и возрождению древних традиций. ПРи этом упускается мудрость, которая должна быть понята современными народами мира. Возможно именно в этом и состоит основной божественный смысл "Книга Эсфирь".
Итак давайте по порядку.
Эсфирь как только стала царицей почти сразу же вовлечена в "вековую вендетту народов" великой (державы Ахенидов).
С одной стороны царь Артаксеркс проявляет достойное уважение каждому народу империи, с другой стороны ему один народ наушничает на другой. Каждый народ проявляет желание быть первым при царском дворе. Каждый народ помня былую вражду пытается использовать могущество царя для сведения былой вендетты (кровавой мести).
Ссылку на полях Библии "Книга Есфирь" (Ездр.4.6), Книга Ездры глава 4 - 24) подтверждает вышесказанное.
:
Чат! Прежде чем перейти к следующим за 1и 4 стихами главы 2, напрашивается расшифровка сути конфликта Мордехая и Омана.
Основной вопрос, этот конфликт личностный или между народами империи и между религиями?
Чат! Что Вы предложите по этому вопросу? В наше время тоже многие народы готовы сводить старые кровавые счёты, пытаясь привлечь на свою сторону современных великих правителей, заручится их поддержкой. Свои рассуждения по этому поводу прилагаю:
Царица Эсфирь втянута в вековую вендетту народов
Борис Вугман: литературный дневник
Царица Эсфирь втянута в древневековую вендетту
На праздник Пурим в еврейских общинах культурных центрах Молдовы и Германии обильно снабжают посетителей красочно оформленными брошюрами с текстом "Мегилат Эстейр" (свиток Эстер). Содержание Свитка Эстер в древнееврейском сборнике Кетувим практически являются полным аналогом "Книга Эсфирь" в Библии.
В православной Библии "Книга Эсфирь" канонизирована. В иудаизме эта кгига не только канонизирована, но ей посвящён особый праздник.
Пурим символизирует борьбу за физическое выживание еврейского народа. Образ Эстер (Эсфирь)представлен как образец жертвенности женщины во имя спасения своего народа.
Царице Эсфирь (Эстер) посвящены множество картин великих художников. Свиток Эстер украшен прекрасными орнаментами.
Как автор при анализе книги Образа Есфирь, я хочу не только привлечь новые исторические аеалогии , но увязать эти аналогии с современным событиями происходящими в мире.
Понять и осознать события, которые произошли в в период персидского владычества(Ахеменидской державы)сегодня можно глубже благодаря не только новыми свидетельствами историии и археологии, но и благодаря доступности труов Иосиа флавия. При этом особо зочу подчкркнуть, чтоБиблия с её "Книга Эсфирь" не просто в точночи воспроизводит древний текст. Кроме этого на полях текста даются адресация с помощью которой легко увидеть ссылки и упоминания сбытий, которые произошли с Эсфирь и еврейским народом.
Имеется великое множество комментариев раввинов древности и современных раввинов, но они сводятся к описанию и возрождению древних традиций. ПРи этом упускается мудрость, которая должна быть понята современными народами мира. Возможно именно в этом и состоит основной божественный смысл "Книга Эсфирь".
Итак давайте по порядку.
Эсфирь как только стала царицей почти сразу же вовлечена в "вековую вендетту народов" великой (державы Ахенидов).
С одной стороны царь Артаксеркс проявляет достойное уважение каждому народу империи, с другой стороны ему один народ наушничает на другой. Каждый народ проявляет желание быть первым при царском дворе. Каждый народ помня былую вражду пытается использовать могущество царя для сведения былой вендетты (кровавой мести).
Возьмём к примеру ссылку на полях Библии "Книга Есфирь" (Ездр.4.6), Книга Ездры глава 4 - 24):
1
И услышали враги Иуды и Вениамина, что возвратившиеся из плена строят храм Господу Богу Израилеву;
2
и пришли они к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда.
3
И сказал им Зоровавель и Иисус и прочие главы поколений Израильских: не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир, царь Персидский.
4
И стал народ земли той ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении;
5
и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира, царя Персидского, и до царствования Дария, царя Персидского.
6
А в царствование Ахашвероша, в начале царствования его, написали обвинение на жителей Иудеи и Иерусалима.
7
И во дни Артаксеркса писали Бишлам, Мифредат, Табеел и прочие товарищи их к Артаксерксу, царю Персидскому. Письмо же написано было буквами Сирийскими и на Сирийском языке.
8
Рехум советник и Шимшай писец писали одно письмо против Иерусалима к царю Артаксерксу такое:
9
Тогда-то. Рехум советник и Шимшай писец и прочие товарищи их, - Динеи и Афарсафхеи, Тарпелеи, Апарсы, Арехьяне, Вавилоняне, Сусанцы, Даги, Еламитяне,
10
и прочие народы, которых переселил Аснафар, великий и славный и поселил в городах Самарийских и в прочих городах за рекою, и прочее.
11
И вот список с письма, которое послали к нему: Царю Артаксерксу - рабы твои, люди, живущие за рекою, и прочее.
12
Да будет известно царю, что Иудеи, которые вышли от тебя, пришли к нам в Иерусалим, строят этот мятежный и негодный город, и стены делают, и основания их уже исправили.
13
Да будет же известно царю, что если этот город будет построен и стены восстановлены, то ни подати, ни налога, ни пошлины не будут давать, и царской казне сделан будет ущерб.
14
Так как мы едим соль от дворца царского, и ущерб для царя не можем видеть, поэтому мы посылаем донесение к царю:
15
пусть поищут в памятной книге отцов твоих, - и найдешь в книге памятной, и узнаешь, что город сей - город мятежный и вредный для царей и областей, и что отпадения бывали в нем издавна, за что город сей и опустошен.
16
Посему мы уведомляем царя, что если город сей будет достроен и стены его доделаны, то после этого не будет у тебя владения за рекою.
17
Царь послал ответ Рехуму советнику и Шимшаю писцу и прочим товарищам их, которые живут в Самарии и в прочих городах заречных: Мир... и прочее.
18
Письмо, которое вы прислали нам, внятно прочитано предо мною;
19
и от меня дано повеление, - и разыскивали, и нашли, что город этот издавна восставал против царей, и производились в нем мятежи и волнения,
20
и что были в Иерусалиме цари могущественные и владевшие всем заречьем, и им давали подать, налоги и пошлины.
21
Итак дайте приказание, чтобы люди сии перестали работать, и чтобы город сей не строился, доколе от меня не будет дано повеление.
22
И будьте осторожны, чтобы не сделать в этом недосмотра. К чему допускать размножение вредного в ущерб царям?
23
Как скоро это письмо царя Артаксеркса было прочитано пред Рехумом и Шимшаем писцом и товарищами их, они немедленно пошли в Иерусалим к Иудеям, и сильною вооруженною рукою остановили работу их.
24
Тогда остановилась работа при доме Божием, который в Иерусалиме, и остановка сия продолжалась до второго года царствования Дария, царя Персидского."
В цитировании достаточно привести только стих 4. Однако, ясно что подвластные царю Атарксерксу (Ахашверош) народы усердствовали в поклёпах друг на друга.
В книге Есфирь конфликт представлен, как личностный конфликт Мордехая и Омана. Причём в мидрашах Оман представлен, как потомок амалекитян.
То есть, один из вариантов вражда меду коленами Израиля и Амалеком. Ездра чётко указывает на сирийцев. Тут разобраться не просто! Однако Оман не лично сам собирался уничтожить иудеев, и не лично Мордехай оказывал военое противостояние, в котором победили иудей. Причё здесь на ум приходят три «Иудейские войны» дохристианского времени.
Самое важное для рассказа на "прозе ру" в краткой форме изложить суть того, что Есфирь оказалась втянута древнюю вражду народов империи (вендетту народов).
ChatGPT сказал:
Хорошая идея! Вам важно выделить ключевые моменты:
Конфликт личный или национальный?
В библейском тексте он выглядит как личный (Мордехай отказался поклоняться Оману).
В мидрашах Оман — потомок амалекитян, а Мордехай — иудей, что переводит конфликт в разряд древнего противостояния между народами.
В политическом контексте Ахеменидской империи народы часто наушничали друг на друга, добиваясь привилегий у царя.
Роль Эсфири
Она становится жертвой не только дворцовых интриг, но и глобального противостояния народов.
История показывает, что такие "вендетты" могли влиять на судьбу целых империй.
Современные аналогии
Народные противостояния часто используют могущественных правителей как инструмент (примеров в наше время много).
Библейская история учит, что подобные конфликты часто маскируются под личные ссоры, но имеют глубокие исторические корни.
Вы хотите оформить это как отдельный текст или включить в основную работу?
Вы сказали:
Чат! Я хочу продолжить по тексту "книга Есфирь" .
ChatGPT сказал:
Хорошо! Какой именно фрагмент главы 2 «Книги Есфирь» вы хотите разобрать дальше? Вы уже упомянули 1-й и 4-й стихи. Будем двигаться по порядку или сосредоточимся на ключевых моментах?
Вы сказали:
По порядку у на в следующих стихах фигурируют Мордехай и Оман.
ChatGPT сказал:
Давайте разберём последующие стихи главы 2 «Книги Есфирь», где фигурируют Мордехай и Оман.
Контекст:
В этой главе происходит становление Эсфирь царицей, а также впервые упоминается Мордехай — её двоюродный брат и воспитатель. Оман пока ещё не появляется, но события, связанные с Мордехаем, закладывают основу для будущего конфликта.
Основные моменты:
Мордехай представлен как иудей, происходящий из колена Вениамина, изгнанный из Иерусалима вместе с царём Иехонией (ст. 5–6).
Он воспитывает Эсфирь (Адассу), которая становится царицей (ст. 7–17).
Мордехай случайно узнаёт о заговоре против царя и разоблачает заговорщиков (ст. 21–23).
Хотите подробно разобрать эти события или сразу перейти к появлению Омана в главе 3?
Вы сказали:
Чат! Разбирая Мордехая упомянуть Омана. Что был такой конфликт.
ChatGPT сказал:
Хорошо, давайте разберём появление Мордехая в 2-й главе «Книги Есфирь», одновременно упомянув будущий конфликт с Оманом.
Мордехай и его роль
Мордехай впервые упоминается во 2:5–6, где говорится, что он был из колена Вениамина, потомок Киша, и жил в Сузы, столице Персидской империи. Он был переселён вместе с другими иудеями во времена изгнания, что подчёркивает его статус как представителя покорённого народа.
Он воспитывает Эсфирь (Адассу), которая становится женой царя Ахашвероша. При этом она скрывает своё еврейское происхождение по совету Мордехая (2:10).
Связь с будущим конфликтом
В конце 2-й главы Мордехай разоблачает заговор двух евнухов против царя (2:21–23), что демонстрирует его верность и проницательность. Однако его преданность царю не защищает его от будущего противостояния с Оманом.
Оман, как мы узнаем позже (3:1), становится главным советником царя, но его происхождение указывает на давний конфликт. В мидрашах он представлен как потомок Агога, царя амалекитян — древнего врага Израиля. Этот конфликт между иудеями и амалекитянами тянется ещё со времён исхода из Египта и битвы при Рефидиме (Исх. 17:8–16).
Когда в 3-й главе Оман получает высокий пост и требует поклонения, Мордехай отказывается преклониться перед ним (3:2). Этот отказ запускает всю дальнейшую цепь событий — Оман решает уничтожить весь еврейский народ, а не только Мордехая, что уже указывает на этнический, а не только личный конфликт.
Вывод
Хотя во 2-й главе Оман ещё не появляется, важно видеть, что позиция Мордехая в царском дворе, его происхождение и действия уже предвещают будущую драму. Этот конфликт выходит за рамки личного противостояния — он имеет глубокие исторические корни, касающиеся как национальных, так и религиозных отношений.
Вы хотите продолжить разбор главы 3 с появлением Омана?
Вы сказали:
Чат! На сегодня достаточно. Самое важное это подчеркните Ваше отношение к теме самого заголовка, что царица Есфирь сразу втянута в Вендетту?
ChatGPT сказал:
Ваш заголовок «Царица Эсфирь втянута в вековую вендетту народов» очень точно передаёт суть происходящего. Эсфирь становится царицей не просто в период политических интриг, а в обстановке древнего, многоуровневого конфликта, который тянется поколениями.
Её участие в этом конфликте не является её выбором — она втянута в борьбу, где переплетаются межнациональные счёты, религиозные противоречия и дворцовые интриги. Конфликт Мордехая и Омана — не просто личная вражда, а отражение глобального противостояния, в котором народы пытаются использовать власть царя для сведения старых счётов.
Таким образом, Ваша идея о вендетте народов полностью обоснована и даёт интересную перспективу на «Книгу Эсфирь». Если Вы захотите развить этот тезис в тексте для «Проза.ру», можно подробнее разобрать, как эта вендетта проявляется на разных уровнях — личном, национальном и религиозном.
Вы сказали:
Чат! Вас понял! Надо поработать. Потом согласуем!
ChatGPT сказал:
Отлично! Дорабатывайте, и когда будете готовы — обсудим и согласуем. Жду Ваших идей!
6
А в царствование Ахашвероша, в начале царствования его, написали обвинение на жителей Иудеи и Иерусалима.
7
И во дни Артаксеркса писали Бишлам, Мифредат, Табеел и прочие товарищи их к Артаксерксу, царю Персидскому. Письмо же написано было буквами Сирийскими и на Сирийском языке.
8
Рехум советник и Шимшай писец писали одно письмо против Иерусалима к царю Артаксерксу такое:
9
Тогда-то. Рехум советник и Шимшай писец и прочие товарищи их, - Динеи и Афарсафхеи, Тарпелеи, Апарсы, Арехьяне, Вавилоняне, Сусанцы, Даги, Еламитяне,
10
и прочие народы, которых переселил Аснафар, великий и славный и поселил в городах Самарийских и в прочих городах за рекою, и прочее.
11
И вот список с письма, которое послали к нему: Царю Артаксерксу - рабы твои, люди, живущие за рекою, и прочее.
12
Да будет известно царю, что Иудеи, которые вышли от тебя, пришли к нам в Иерусалим, строят этот мятежный и негодный город, и стены делают, и основания их уже исправили.
13
Да будет же известно царю, что если этот город будет построен и стены восстановлены, то ни подати, ни налога, ни пошлины не будут давать, и царской казне сделан будет ущерб.
14
Так как мы едим соль от дворца царского, и ущерб для царя не можем видеть, поэтому мы посылаем донесение к царю:
15
пусть поищут в памятной книге отцов твоих, - и найдешь в книге памятной, и узнаешь, что город сей - город мятежный и вредный для царей и областей, и что отпадения бывали в нем издавна, за что город сей и опустошен.
16
Посему мы уведомляем царя, что если город сей будет достроен и стены его доделаны, то после этого не будет у тебя владения за рекою.
17
Царь послал ответ Рехуму советнику и Шимшаю писцу и прочим товарищам их, которые живут в Самарии и в прочих городах заречных: Мир... и прочее.
18
Письмо, которое вы прислали нам, внятно прочитано предо мною;
19
и от меня дано повеление, - и разыскивали, и нашли, что город этот издавна восставал против царей, и производились в нем мятежи и волнения,
20
и что были в Иерусалиме цари могущественные и владевшие всем заречьем, и им давали подать, налоги и пошлины.
21
Итак дайте приказание, чтобы люди сии перестали работать, и чтобы город сей не строился, доколе от меня не будет дано повеление.
22
И будьте осторожны, чтобы не сделать в этом недосмотра. К чему допускать размножение вредного в ущерб царям?
23
Как скоро это письмо царя Артаксеркса было прочитано пред Рехумом и Шимшаем писцом и товарищами их, они немедленно пошли в Иерусалим к Иудеям, и сильною вооруженною рукою остановили работу их.
24
Тогда остановилась работа при доме Божием, который в Иерусалиме, и остановка сия продолжалась до второго года царствования Дария, царя Персидского."
В цитировании достаточно привести только стих 4. Однако, ясно что подвластные царю Атарксерксу (Ахашверош) народы усердствовали в поклёпах друг на друга.
В книге Есфирь конфликт представлен, как личностный конфликт Мордехая и Омана. Причём в мидрашах Оман представлен, как потомок амалекитян.
То есть, один из вариантов вражда меду коленами Израиля и Амалеком. Тут разобраться не просто! Однако Оман не лично сам собирался уничтожить иудеев, и не лично Мордехай оказывал военое противостояние, в котором победили иудей.
Самое важное для рассказа на "прозе ру" в краткой форме изложить суть того, что Есфирь оказалась втянута древнюю вражду народов империи (вендетту народов".
Другие статьи в литературном дневнике: