Глава пятая. уроки валерия попова
БЕСЕДЫ О ТВОРЧЕСТВЕ ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
Гумер КАРИМОВ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДНЕВНИК ЮФИМА САНИИ
В НАЧАЛЕ НЕСКОНЧАЕМОГО ПУТИ
Глава пятая. УРОКИ ВАЛЕРИЯ ПОПОВА
Попов Валерий Георгиевич
(8 декабря 1939, Казань) — русский писатель, сценарист.
В 1963 году окончил Ленинградский электротехнический институт, в 1970 году — сценарный факультет ВГИКа. С 1963 по 1969 годы работал инженером.
Печатается с 1965 года.
Произведения Валерия Попова переведены на английский, венгерский, китайский, немецкий, польский, чешский языки.
Был членом Союза писателей СССР (с 1969). Член и президент Санкт-Петербургского отделения Русского ПЕН-клуба. Член редколлегии журналов «Звезда», «Аврора», главный редактор журнала «Мансарда» (1996).
Лауреат премий имени С. Довлатова за лучший рассказ (1993), фонда «Знамя» (1994), «Северная Пальмира» (1998), «Золотой Остап» (1999), Живёт в Петербурге.
В жизни нет иного смысла, кроме того,
какой человек сам придаёт ей,
раскрывая свои силы, живя плодотворно.
Эрих Фромм
1.
Мой пень на «Чёрненьком» в Павловском парке занял какой-то мужик. Тоже, видно, писатель. Сидит и пишет на белых больших листах формата
А-4. Эти листы издали слепят глаза, а каково ему глядеться в них вблизи?
А я дочитываю повесть Валерия Георгиевича Попова в шестом номере «Октября» «Ты забыла своё крыло». Повесть заметил ещё в интернете, заглянув в «Журнальный зал». Но я не люблю читать с монитора. Пошёл вчера в библиотеку и взял журнал на абонементе. Вчера читал между двумя футбольными матчами. Юмор Попова великолепен, но повесть очень грустная. Для меня она предвкушение того, что меня скоро ждёт: старость. Я еще не испытываю тех ощущений, о которых он пишет, но уже чувствую их где-то рядом…
Да, пронзительная повесть у Попова. Захотелось позвонить ему...
Иду в воду. Спасительная среда! (в повести Валерий Попов описывает как сгорал на южном побережье). Выхожу, ищу в мобильнике номер Попова. Увы! Тот телефон я уже давно потерял. Приду домой, позвоню.
Вот и пенёк мой освободился. Тот писатель ушёл. А этот остался. «Один сумасшедший уехал, другой приехал!» - Язвительную фразу Николая Первого о Пушкине и Вяземском вспомнил. Сел на своё «рабочее место» в Павловском парке и дочитал повесть. Оказывается, Попов стихи пишет. Никогда этого не знал. Стихи хорошие. Не совершенные, может быть, но живые. Там душа.
Вот чем повесть заканчивается:
На закате над жёлтой водой
Облака золотые стоят.
Здесь ходил я совсем молодой,
А теперь мои кости лежат.
На твоём попеченье они:
Можешь помнить, а можешь забыть.
Я такой же! Меня помани –
Я опять прилечу во всю прыть!
Я расплакался, жене читая. «Здравствуй, грусть!» Это Попов роман Франсуазы Саган вспомнил. И мы с Тошкой вспомнили… Приду домой, позвоню ему.
Валерий Георгиевич в повести Щучье озеро описывает в Комарово. Бывали там с Тошкой, знаем. На наше Чёрненькое конечно не похоже, но ситуация близка нам.
А Тошка читала Эрика Эмманюэля Шмитта, а как я дочитал Попова, бросила француза недомученного, и журнал взяла. Теперь ни на что не реагирует. Ушла от меня. Ушла к Попову.
А ведь у меня главка написалась. Вот так, Валерий Георгиевич главку мне помог написать.
Валерий Попов – и писатель, и личность интересная. С ним скучно не бывает, устная речь Валерия Георгиевича во время собеседования с ним столь же увлекательна, как и его проза. Интервью, данные им многочисленным СМИ, никогда не бывают тривиальными. Вот он отправился в Чикаго на встречу с читателями. Там его принимали в Литературном салоне Аллы Дехтяр, давнего друга писателя ещё по Питеру. Накануне, Попов даёт интервью:
— С чего начался ваш интерес к литературе?
— Думаю, что сразу. Помню свою стеснительность в детской ванночке, когда вошла соседка. Помню блаженство, когда добавили горячей воды. Помню счастье, причем общее, от воздушного змея, запущенного с обрыва в Казани далеко в облака. Все запоминал, с каким-то тайным восторгом. По приезде в Петербург в шестилетнем возрасте вдруг захохотал, увидев атлантов у соседнего дома: один был босой, как положено, а другой почему-то в ботинках (стоят так и сейчас). Помню, водил ребят со двора, из класса, показывал тех атлантов. Жизнь сразу же подарила мне мой любимый жанр: гротеск. И мой первый рассказ – о шпионе, который прячется в горе творога, и чекисты съедают творог.
Другие статьи в литературном дневнике: