Черный афганец

Рауфа Кариева: литературный дневник

Увидела роскошно оформленные духи с одиозным названием: «Черный афганец». Во мне мгновенно поднялась буря эмоций, воспоминаний и ассоциаций, поэтому пройти мимо и не купить этот парфюм я не смогла.
*
Чтобы лучше понять причину бури моей души, мне надо уточнить, что значит для меня слово «афганец».
Больше половины своей жизни – отсчет от сегодняшнего дня – я прожила в стране-соседке Афганистана. И потому с этой необычной страной, ее названием и словом «афганец» у меня имеются эмоциональные ассоциации. Хотя в самом Афганистане я никогда не была.
*
Первое, что я помню – это книги в библиотеке отца - учебники языков «дари» и «пушту».Такие есть языки народов Афганистана. Папа был филологом, собирал книги, в том числе учебники и справочники. А я с детства большую часть времени проводила, читая книги, если и не читая, то просматривая их.
Вторая ассоциация связана с подарками из Кабула, которые привозила мне мамина подруга. Она там долгие годы жила – ее муж работал в посольстве. Мои подарки были чудесны. Это были необыкновенной красоты керамические и фарфоровые цветы-заколки/резинки для волос. У меня были длинные косы, и украшения для них я считала царским даром. Цветы для волос были небольшими, искусно сделанными в Японии, разных цветов – сиреневого, бардового, розового. Они были перламутровые, полупрозрачные. Если уронить – разбивались. В 1973 году мамина подруга вернулась из Афганистана насовсем, так как там стало неспокойно в связи государственным переворотом. В результате этого переворота афганский король Захир-шах потерял трон и власть. И поток заколок для моих волос иссяк.
Третья ассоциация связана с семейным преданием, что папа моей бабушки умудрился сбежать в Афганистан из плена, что он там якобы живет, и в любое время может вернуться. Так говорила мне бабушка - она в предание это свято верила, так как ее в свое время убедила ее мама. Папа моей бабушки был репрессирован, отправлен из Челябинска в Термез, где и затерялся бесследно. Его жена с 6-ю детьми двинулась за ним, так как в Челябинске имущество семьи было конфисковано, и жить ей было все равно негде. Она приехала в Сталинабад, и осталась там жить. Все 6 детей – три девочки, в том числе моя бабушка, и три мальчика – выжили, выросли и стали хорошими людьми. Так как прабабушка так и не получила сообщений о судьбе этапированного в Термез мужа, то она поверила в собственную идею о его побеге в Афганистан, благо там граница - рукой подать. Сейчас я думаю, что это было невозможно. От тех, кто прадеда этапировал – не сбежишь. Да и через горы в Афганистан не пройдешь. Даже если допустить эфемерную возможность побега. Теоретически можно попасть в Афганистан вброд через реку Пяндж. Но это в другой местности.
В 1991 году я и мои друзья-москвичи задумали поход в горы на Памир. Планировалось вылететь в Хорог из Душанбе на самолете, пройти маршрут, а возвращаться на автомобиле вдоль реки Пяндж, которая является границей с Афганистаном. Москвичи прилетели, отправились на Памир, а я в последний момент передумала. Моя версия – мама не одобрила этот мой вояж. Я так думала много лет и холила обиду на мать. Очень жалела, что не была в том походе. Но на самом деле я сама себя обманывала. Я просто струсила. Конечно, мама была недовольна моими планами, и я бы сейчас не была довольна, если сегодня моя дочь собралась бы пошастать по горам рядом с Афганистаном.
Да, я струсила. Друзья мои путь вдоль реки-границы провели лежа в грузовике. Все воздушное пространство по горизонтали простреливалось с той стороны. И все же мне жаль, что я струсила.
Еще одна ассоциация, связанная с Афганистаном – весьма тягостная. Это ввод туда наших войск в 1979 году. Люди старшего поколения восприняли эту новость также напряженно, как мое поколение видело только в фильмах про Священную Отечественную войну, когда о ней объявили по радио. Многие и в 1979 году плакали и считали, что началась новая война.
Следующее, что мгновенно приходит на мой ум в связи со словом «афганец», это особый ветер с этим именем. Да, я до 33 лет я жила в стране, где случались «афганцы».
*
Вот что про этот ветер пишут в Сети:
«Афганец — сухой, пекущий местный ветер, с пылью, который дует в Центральной Азии. Дует от нескольких суток до нескольких недель. Ранней весной - с ливнями. Очень агрессивен. В Афганистане называется кара-буран, что означает «чёрная буря» или боди шурави — «советский ветер». Название «Афганец» он получил не только потому, что имеет бурный нрав, как у афганского народа, но и потому что приходит со стороны Афганистана. Ветер «Афганец» зарождается на восточной окраине пустыни Кара-кум, и с огромной скоростью до 20 метров в секунду, мчится на восток к подножию Памирских гор».
А вот что написал в своих воспоминаниях «Кушкинский полк» Черкашин Александр Петрович: «"Афганец" идет стеной, и прозрачный пейзаж за считанные минуты погружается в душную серую горячую мглу. На улицу во время «афганца» без крайней необходимости лучше не выходить - нечем дышать, да и видимость не более метра-двух, да и в комнатах: на мебели, на полу, на подоконниках толстым слоем оседает пыль».
*
В детстве приход «афганца» не ухудшал моего физического состояния. Да, небо переставало быть лазурно-голубым. Оно становилось таким, будто бы взяли пластилин серого, синего и бардового цветов, смешали его, размазали на поверхность, а потом кинули на него горсть пыли. Вот такое становилось небо. А вот во взрослом возрасте «афганец» резко ухудшал мое здоровье. В день, когда приходил «афганец», я всегда просыпалась с головной болью. Как правило, становилось более жарко, чем обычно, хотя солнце было скрыто завесой пыли. Я уже по самочувствию понимала – пришел «он». Выходила на балкон квартиры родителей на проспекте Правды и видела – здание Цирка сквозь мглу видно едва-едва. И еще я запомнила с детства – пришел «афганец» - будут толчки. Редко обходилось в такие дни без землетрясения. И потому уже с утра становилось тревожно.
Кстати, производитель духов «Черный афганец» в их описании указал: аромат вызывает тревожность, напряженные чувства. Наверное, автор парфюма знал про этот ветер.
Духи названы «Черный афганец», но как видно из моего описания, ассоциаций со словом «черный» у меня нигде нет. Даже ветер – не черный. Он – серый. Почему же парфюм назван так? Как вариант – словосочетание с качественным прилагательным подчеркивает брутальность парфюма. Это возможно, так как фото в Сети мужчин-афганцев мне лично говорит об их особой брутальности.
*
Если это и брутальность, то она для меня в стиле «жесткач». Особенно в сочетании с особо суровым аксессуаром в виде автоматического оружия.
*
И название этого народа тоже суровое. Прочитала в Сети: « «Афган» - это персидское слово, переводится как «молчание» или «безмолвие»; с тюркских языков слово — «Ауган» («Афган») переводится как «ушедший, скрывшийся».
И еще одна моя ассоциация со словом «афганец» - связана с прекрасной собакой. Это – афганская борзая. Расскажу, как я заметила эту породу вообще, узнала о ней.
У меня в Душанбе, когда я жила в районе Гипрозем на улице Фирдоуси, была соседка Таня Попова. Я ее очень хочу найти в соцсетях, но это невозможно. Тань/поповых сотня тысяч, а я забыла и возраст, и российский город, куда она уехала. Это была моя душевная, любимая подруга. Обычная не очень удачливая женщина. Два сына- оболтуса, муж-драчун и скандалист. А бедная Таня трудилась день и ночь – на двух работах и дома, по хозяйству, а по ночам красила шкатулки – подработка такая у нее была. Я всю жизнь храню такую шкатулку – дерево, покрытое лаком и сверху картинка (Таня приклеивала) – восточная гурия. И была у Тани собака – овчарка. Тоже хулиганистая. Непослушная, как и все домочадцы Тани. И вот однажды приходит ко мне Таня вся в слезах. Рассказывает, какая она несчастливая, и все-то у нее не как у людей. И даже собака непутевая. «Иду, - причитала Таня, - со своей овчаркой по парку, а навстречу ухоженная дама-красотка, ровесница моя, прогуливается с собакой. А собака-то под стать хозяйке, красавица-блондинка в брючном костюме из собственной шерсти. Шагает степенно, останавливается порой, и на обочине тропинки цветочки нюхает. Совершенно ясно: собака НЮХАЕТ ЦВЕТОЧКИ. Такая «мадам» вся из себя. А моя овчарка как шальная, как бешеная». «И вся жизнь у меня, как характер овчарки моей», - заключила Таня.
Вот тогда я узнала про такую собаку – в брючном костюме, красавицу и настоящую «леди». Это афганская борзая.
*
Вот что пишут про эту породу в Сети: Афга;нская борза;я, или афган — охотничья порода собак. Впервые была привезена на Запад в конце XIX века английскими офицерами, которые служили на индийско-афганской границе. Собака имеет рост в холке около 70 см, длинную шелковистую шерсть. «Афган» является одной из самых сложных собак в плане дрессуры. Порода очень древняя. Эта собака, по легендам, была одним из животных, которых Ной взял в ковчег.


Итак, ясно, что парфюм «Черный Афганец» для меня не чужой по целому спектру ассоциаций и воспоминаний, которые он вызвал. Не чужой, но не стал любимым. Аромат мне совершенно не понравился. Есть в нем какая-то начальная нота, которая ко мне не привыкается, со мной не адаптируется, не вливается в мою душу. Не нравится. Но это не значит, что духи плохие. Скорее всего, они истинно шикарные. Но не мои. Ну и что? Все мы разные. И вкусы у нас тоже разные. Это - нормально. Иначе не было бы интересно жить. К тому же я буду продолжать изучать этот парфюм, и вернусь в дальнейшем к его описанию, в связи с необычным его составом и ореолом таинственности, который создают многочисленные слухи о нем.




Другие статьи в литературном дневнике: