Есть на свет духи, которые я считаю великими, но все равно остаюсь к ним абсолютно равнодушна. Такие духи для меня все равно, что дикторы центрального телевидения. Дикторы есть – загляденье. Например, Мария Ситтель.
Все они умницы, красавицы. Дикция, речь, образование, внешность – все на высшем уровне. Объективно: эти дикторы весьма и весьма хороши во всех отношениях.
Однако видеть их с экрана для меня вполне достаточно. Мне и в голову не придет хотеть с ними познакомиться лично, а тем более возмечтать подружиться настолько, чтобы они приходили ко мне домой и на моей кухне пили со мной чай. Это нелепо. Ни я им, ни они мне не нужны.
Так же и с ароматами. Ароматов на свете тысячи и тысячи. В справочнике Майкла Эдвардса (Michael Edwards) Fragrances of the World 2015 «The Fragrance Bible» - есть описание более 8 тысяч ароматов. И с каждым годом их все больше и больше. Невозможно их все узнать и попробовать. А полюбить – тем более. Ни времени, ни сил, ни ресурсов не хватит. И вообще, жизни не хватит.
Иной раз, когда я вижу списки ароматов парфюмерных домов и каталоги их продукции на сайтах магазинов, во мне просыпается вредная-превредная тетка. Она говорит: армия химиков работает на производство духов. Лучше бы изобретали средства для растворения мусора и пластика. Планета ведь погружается в мусор. Но одновременно с этой ворчливой теткой во мне просыпается и другая тетка, молодящаяся, которая поддерживает мысль, что пусть будет много парфюмеров и парфюмерии. Чтобы было из чего выбирать. Выбор – это свобода. Возможность выбора – это наслаждение для души.
Но как выбирать среди тысяч и тысяч наименований? Производители нашли панацею – реклама. Больше рекламы - больше продаж.
Согласна, что слухом земля полнится, и чаще всего мы покупаем те духи, о которых что-то слышали, которые видели, и нас привлекло их внешнее оформление и название. Слово. Имя. Это – начало начал. Вот я и заметила эти знаменитые духи глазами - увидев рекламу, и умом - услышав название. Сегодня я размышляю над коллекцией ароматов парфюмерного дома Диор – «J’adore».
Начну с того, что название мне не нравится. На русский язык это переводится «Я обожаю». Глагол «обожать» я считаю редко употребляемым, высокопарным. Звучание у глагола резкое и смысл - монументальный. Гораздо чаще наши люди используют глаголы «любить, нравиться, симпатизировать».
Я сама этот глагол применяю только к одному явлению/объекту: «Я обожаю Санкт-Петербург». Великое и величественное, грандиозно прекрасное – такое можно и уместно обожать. А чего там во флакончике может быть особенного, что его можно обожать - это мне не понятно. Как можно обожать пусть прекрасный, но всего лишь парфюм в маленьком флакончике, который имеет еще и 19 братьев близнецов? А так же десятки тысяч родственников-духов других коллекций и марок, имеющихся в мире.
А если не переводить «J’adore», а просто использовать транскрипцию, тоже не очень хорошо звучит. «Жадо». Созвучно с русскими словами «жадность», «жаба».
В период с 1999 года, когда парфюмер Калис Беккер создала первый и самый знаменитый «J’adore» (для Диора только этот один), и до 2017 года, в этой коллекции было выпущено 20 ароматов. Двадцать близнецов. Названия и описания я изучила на сайте Парфюмерной энциклопедии Fragrantica. Вот они, голубчики:
1. J’adore 1999
2. J’adore Extract de Parfum 2000
3. J’adore Adoration en Limited Edition 2000
4. J’adore Eau de Toilette 2002
5. J’adore Le Jasmin 2002
6. J’adore Anniversaire en Or 2004
7. J’adore Summer Fragrance 2004
8. J’adore Collector Anniversary Edition 2005
9. J’adore Gold Supreme (Divinement Or) 2006
10. J’adore L’Absolu 2007
11. L’or J’adore the Absolute Perfume 2007
12. J’adore L’eau Cologne Florale 2009
13. J’adore L’or 2010
14. J’adore Eau de Toilette 2011
15. J’adore L’Absolu 2012
16. J’adore Voile de Parfum 2013
17. J’adore Toushe de Parfum 2015
18. J’adore Lumier Eau de Toilette 2016
19. J’adore Hair Mist 2017
20. J’adore in Joy 2017
.
В Энциклопедии Fragrantica можно подробно изучить компоненты этих 20 ароматов. Все они – цветочные/фруктовые. Парочка из них имеет еще в описании цитрусовость, еще парочка – древесность, и парочка имеет пудровость. Но все равно все они одна компашка. Только разная тасовка карт в колоде – в этом отличие. Разный расклад/пасьянс, и все. Зато – коллекция. Имя. Народ привык и ломится покупать.
Я не сомневаюсь, что все ароматы достойные. Но – однотипные. Хотя я попробовала только три из них. Очень мне нравится «J’adore» версия 1999. Но я только недавно их купила, и еще буду знакомиться, и пытаться подружиться. На втором месте по степени «нравится» у меня «J’adore L’or» 2010. Тоже еще полный флакон – надо привыкать. И третий вариант, с которым я познакомилась – «J’adore in Joy» 2017. У меня был пробник. Мне не понравилось, что я почувствовала морскую соль в сочетании с цветами и фруктами. Флакон покупать не буду. Не хочу. Зато хочу попробовать «J’adore Voile de Parfum» 2013. Запланирую купить. И еще мне нравится тема ароматизации волос. Для этих целей есть в коллекции «J’adore» - «Hair Mist» 2017. Тоже надо попробовать.
Даже на примере трех ароматов, можно сказать обо всех: они хороши, в той или иной степени они даже прелестны. Все они для меня – как прекрасные дикторы ЦТ. И все – одного поля ягодки. Близнецы, одним словом (духи, не дикторы).
20 близнецов пошли купаться в море, 20 близнецов резвились на просторе… и так далее, аналогично смыслу и рифме детской считалки. Это я к тому, что многие товарищи от творческих профессий любят клепать одно и то же – меня это удивляет. Я думаю, из-за лени, они любят идти по накатанной дорожке. Не хотят или боятся нового. Уж у Диора море ресурсов, и то сплошные коллекции. Все по накатанной. Наверное, это так действуют законы маркетинга. Я всегда размышляла, почему не снимают разные фильмы – тысячи книг и сюжетов к нашим услугам. Почему сюжеты клонируют? Почему высасывают из пальца и соскребают с потолка? Нудное, и одно и тоже. Фильм «Зимняя вишня» 1985 года, например. Это-шедевр. Ну и зачем надо было высасывать из него сериал – нудный, скучный, неинтересный, бессюжетный, бездарный?
Кстати, за последние лет 8 я купила все переведенные на русский язык книги о Диоре, не пожалела деньги даже на дорогие альбомы с фото знаменитых диоровских платьев. Но до духов «докатилась» только сейчас, осенью 2017. Да и то в связи с моим блогерством. Почему же при огромном интересе к Диору я игнорировала парфюм? А вот почему. Первое: навязчивая реклама. Второе – форма флакона.
Сначала про рекламу.
Я видела ее по телевизору, да и в глянцевых журналах. Там роскошная дива во всем жидко-золотом шагает как солдат на плацу. Одновременно она остервенело срывает с себя аксессуары, и кидает их во все стороны. Такое разбрасывание предметов по ходу я считаю неадекватным. Люди обычно так себя ведут в опьянении. Все равно – от чего, от страсти ли, от алкоголя, или от невероятной силы эмоций, например, гнева. К тому же парфюм заявлен как цветочно-фруктовый, нежный и женственный. А почему женственная особа так необузданно себя чувствует? И при чем тут золото? В моем понимании, золотой цвет, украшения и одежда из золота, подходят к восточным, душным, почти гаремным парфюмам. Но не к женственным цветочным.
Так реклама отпугнула меня от знаменитой коллекции.
Теперь о форме флакона.
Я саркастически улыбаюсь, когда читаю в Сети дифирамбы флаконам «J’adore» типа: «Объединяет все ароматы роскошный флакон. Он выполнен в виде амфоры продолговатой формы, с небольшой головкой и обмотанным золотой нитью горлышком. Различаются лишь размер бутылочки, оттенки цвета стекла и содержимого».
Еще когда я смотрела рекламу, обратила внимание на украшение у модели на шее – в виде колец. Что-то оно мне смутно напомнило. И вот что: женщин-жирафов народа падаунг в Таиланде и женщин племени ндебеле в Африке. Вспомнив об этих мученицах, я поняла, почему лично меня отталкивает форма флакона «J’adore». Она полностью повторяет контуры тела с неестественной шеей и головкой сверху металлического кокона у бедных женщин-жирафов. Им на шею с детства надевают кольца, чтобы она вытягивалась. С годами количество колец увеличивается – до 20 колец весом до 5 кг. Снять кольца нельзя, шея сразу сломается и женщина погибнет.
Я считаю женщин-жирафов несчастными. Возможно, сами они так не считают, но это другая тема. Я считаю. Вечером я даже свои украшения – цепочку, бусы, серьги и браслет – снимаю с удовольствием, так как за день устаю от них. А в жарком климате 5 кг металла на себе всю жизнь таскать, и чтобы на тебя туристы приезжали поглазеть как на чудище, какое это счастье?
Итак, я сформулировала для себя, что конкретно меня отталкивало от коллекции «J’adore»:
Название
Реклама
Форма флакона
Безудержное размножение
И все же, я не могу сказать, что коллекция «J’adore» меня не привлекает вообще. Dior – это волшебный мир Моды и Роскоши. Вселенная. Это же можно сказать и о его коллекциях ароматов. При всем, что я написала отталкивающего про ароматы Dior «J’adore» - причем именно для меня отталкивающего (возможно, это слишком субъективно) – я не утрачиваю к нему живой интерес, и даже симпатизирую. Для меня Dior – это Уровень, Высота. Короче, «Dior есть Dior». Он прекрасен. Как и коллекция «J’adore» - несмотря на количество близнецов.