Жить своим умом...

Константин Жибуртович: литературный дневник

Отец Пётр Мещеринов - очень мужественный человек. Хотя бы потому, что не находится в относительно вольном положении Андрея Кураева, а действующий настоятель (Данилов монастырь в Москве). И вот, в этом насквозь феодальном и покрытом жиром самодовольства мирке иерархов РПЦ, он произносит абсолютно созвучные мне вещи:


Я тоже — эмоционально — мог бы сказать, что приходил во 2-й половине 80-х в «другую церковь», чем та, которая есть сейчас. Но, по большому счёту, это всё-таки не так. Сейчас просто многое реализовалось из того, что тогда было под спудом из-за давления атеистического государства.


Это очень большая тема — что сделало с церковью 70-летнее гонение, почему оно произошло, и каковы его последствия. Конспективно: на мой взгляд, произошло оно потому, что Бог определил: «Мне такая церковь не нужна. Мне не нужны все ваши храмы, иконы, богослужения, обрядоверие, «русскость», «имперскость», всё это православие без Христа. Мне нужны ваши сердца». А сердец таких, видимо, стало слишком мало, и они были выведены из Содома через мученичество (или эмиграцию, или внутреннюю эмиграцию), а всё прочее, как шлак, сгорело.


Что гонение сделало с церковью — отбросило её назад. Причём, боюсь, не только на 100 лет — почитаем документы Собора 1917 г., и всё станет ясно — а ещё дальше, в допетровскую эпоху.


Ну и последствия: значительное обескровливание церковного организма. Плюс перемешивание всех приоритетов (на каком месте в нашей жизни Писание, каково соотношение обрядовости и повседневной внутренней / внешней христианской жизни, что с нашей церковной педагогикой и проч., и проч.)


Если распознавать в этом задание Божие, без паники и пессимизма (а христианин и обязан так поступать) — то, на мой взгляд, сейчас время ясности, выявления истинного положения вещей, чтобы люди осознавали всё это и индивидуально делали свой внутренний христианский выбор. Именно внутренний. Реформации не будет, для неё нет никаких предпосылок, и историческое время реформаций ушло. Реформация возможна в несекуляризированном обществе. В обществе современного типа возможно только личное действие.


Но у нас в России общество переходного типа, в значительной степени архаичное. И мне представляется, что как общество, так и Церковь в ХХ веке не прошли своего исторического пути — а время ушло вперёд. В этом и вся проблема: в этой самой переходности. Архаичность ещё существует, и она сильна, но очень медленно она рассасывается. Церковь как консервативный институт стоит на архаичной стороне, но и она не сможет вопреки мироустройству двигаться назад, в «идеальное прошлое».


Конечно, мы из нашей «точки современности» всех «что и как» не сможем сейчас увидеть. Но в любом случае, наше время — интереснейшее.



***


Чудесное время, в самом деле. Благодаря доступности информации. Иногда нет никакой нужды что-то мучительно формулировать, подбирать слова, акценты, интонацию. Умные люди (которые намного глубже в теме, нежели я) уже всё произнесли.



АНДРЕЙ ДЕСНИЦКИЙ:



Мне кажется, последние сто лет в России церковная администрация при любом раскладе, кроме лютых гонений (при которых эта администрация фактически исчезает) ищет империю, на которую могла бы опереться. Неважно, коммунистическую или формально демократическую. Но без империи она - как одноногий без костылей.
При этом в других странах обходится же...
Что-то с ней самой у нас не так!
И сдаётся мне, что одноногость эта объясняется просто. У нас обычно под "церковью" понимают клир. В церкви практически не говорят о "мирянах" или "верных", а скорее о "прихожанах". Ну, как пришли, так и ушли.
Меня самого священники не раз спрашивали: ну а вы-то "чего не рукополагаетесь?" Дескать, вера есть, опыт есть, канонических препятствий нет - зачем вы остаётесь по другую сторону иконостаса, идите к нам, у нас тут всё настоящее!
Вариант "мирянского призвания" даже как-то не обсуждается всерьёз.
А на одной ноге - священнической - далеко не ускачешь без имперских костылей. Впрочем, и с ними далеко не ускачешь, на одной-то.



***


Если кому-то нужна некая светская "мораль" от вышесказанного, то она очевидна. Не верить и не надеяться на этот мирок, беззастенчиво приписывающий себе "единственный путь ко спасению". Не иметь с ним никаких общих дел - дабы не превратиться в зависимого и вынужденного ревнителя, отчаянно прячущего груды сора в избе. Пусть пыжатся, звеня золотом, и дальше, демонстрируя - как несоответствие, так и просто низкий культурный уровень и кругозор :)


Внутренний индивидуальный выбор (проще говоря, жить своим умом) сейчас единственно разумный путь - как верно отметил отец Пётр. Не маленькие и не слепые - тем более, в век гласности нашего времени: под коврик ничего не заметёшь.


А ещё, знаете... Когда рухнет всё это бестолковое (и языческое, по сути) нагромождение обрядоверия, местечковой ограниченности, холуйского раболепия, искажённой иерархии, презрения к личности, анекдотичного сребролюбия, бесконечных подмен и передёргиваний, имя коим - легион...


Самое страшное (для меня) - если Он спросит тебя: Ты же был вовсе неглуп. Видел всё это. Зачем же оправдывал, а то и участвовал?


Аминь)



Другие статьи в литературном дневнике: