Жить своим умом...Отец Пётр Мещеринов - очень мужественный человек. Хотя бы потому, что не находится в относительно вольном положении Андрея Кураева, а действующий настоятель (Данилов монастырь в Москве). И вот, в этом насквозь феодальном и покрытом жиром самодовольства мирке иерархов РПЦ, он произносит абсолютно созвучные мне вещи: Я тоже — эмоционально — мог бы сказать, что приходил во 2-й половине 80-х в «другую церковь», чем та, которая есть сейчас. Но, по большому счёту, это всё-таки не так. Сейчас просто многое реализовалось из того, что тогда было под спудом из-за давления атеистического государства. Это очень большая тема — что сделало с церковью 70-летнее гонение, почему оно произошло, и каковы его последствия. Конспективно: на мой взгляд, произошло оно потому, что Бог определил: «Мне такая церковь не нужна. Мне не нужны все ваши храмы, иконы, богослужения, обрядоверие, «русскость», «имперскость», всё это православие без Христа. Мне нужны ваши сердца». А сердец таких, видимо, стало слишком мало, и они были выведены из Содома через мученичество (или эмиграцию, или внутреннюю эмиграцию), а всё прочее, как шлак, сгорело. Что гонение сделало с церковью — отбросило её назад. Причём, боюсь, не только на 100 лет — почитаем документы Собора 1917 г., и всё станет ясно — а ещё дальше, в допетровскую эпоху. Ну и последствия: значительное обескровливание церковного организма. Плюс перемешивание всех приоритетов (на каком месте в нашей жизни Писание, каково соотношение обрядовости и повседневной внутренней / внешней христианской жизни, что с нашей церковной педагогикой и проч., и проч.) Если распознавать в этом задание Божие, без паники и пессимизма (а христианин и обязан так поступать) — то, на мой взгляд, сейчас время ясности, выявления истинного положения вещей, чтобы люди осознавали всё это и индивидуально делали свой внутренний христианский выбор. Именно внутренний. Реформации не будет, для неё нет никаких предпосылок, и историческое время реформаций ушло. Реформация возможна в несекуляризированном обществе. В обществе современного типа возможно только личное действие. Но у нас в России общество переходного типа, в значительной степени архаичное. И мне представляется, что как общество, так и Церковь в ХХ веке не прошли своего исторического пути — а время ушло вперёд. В этом и вся проблема: в этой самой переходности. Архаичность ещё существует, и она сильна, но очень медленно она рассасывается. Церковь как консервативный институт стоит на архаичной стороне, но и она не сможет вопреки мироустройству двигаться назад, в «идеальное прошлое». Конечно, мы из нашей «точки современности» всех «что и как» не сможем сейчас увидеть. Но в любом случае, наше время — интереснейшее.
Чудесное время, в самом деле. Благодаря доступности информации. Иногда нет никакой нужды что-то мучительно формулировать, подбирать слова, акценты, интонацию. Умные люди (которые намного глубже в теме, нежели я) уже всё произнесли.
Если кому-то нужна некая светская "мораль" от вышесказанного, то она очевидна. Не верить и не надеяться на этот мирок, беззастенчиво приписывающий себе "единственный путь ко спасению". Не иметь с ним никаких общих дел - дабы не превратиться в зависимого и вынужденного ревнителя, отчаянно прячущего груды сора в избе. Пусть пыжатся, звеня золотом, и дальше, демонстрируя - как несоответствие, так и просто низкий культурный уровень и кругозор :) Внутренний индивидуальный выбор (проще говоря, жить своим умом) сейчас единственно разумный путь - как верно отметил отец Пётр. Не маленькие и не слепые - тем более, в век гласности нашего времени: под коврик ничего не заметёшь. А ещё, знаете... Когда рухнет всё это бестолковое (и языческое, по сути) нагромождение обрядоверия, местечковой ограниченности, холуйского раболепия, искажённой иерархии, презрения к личности, анекдотичного сребролюбия, бесконечных подмен и передёргиваний, имя коим - легион... Самое страшное (для меня) - если Он спросит тебя: Ты же был вовсе неглуп. Видел всё это. Зачем же оправдывал, а то и участвовал? Аминь) © Copyright: Константин Жибуртович, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|