О болезни неофитстваПротоиерей Димитрий Смирнов: Посмотрите, как апостолы горячо откликнулись на призвание Спасителя. Они что-нибудь понимали в христианстве? Нет. И впоследствии не всё понимали, Господь даже сетовал на них и укорял за жестокосердие, за непонимание, за тупость. (из проповеди)
Я-то могу "перевести на светский" то, что попытался донести (литературно безграмотно) отец Димитрий. Равно как и возразить его красивой патетике в частностях - потому что (не богословски, а общечеловечески) это (простите) малообразованный пастырь. Да, этот Мир не создан для вечного счастия. Да, путь апостолов (имевших благодать ЛИЧНОГО общения с Творцом) - высочайшая планка. Да (подчас) в жизни каждого из нас случается такое, когда готов бросить всё и пойти, и нет никого, кто бы не смалодушничал и не струсил в последнюю секунду - кроме святых. Да, мы слабы. Но в определённые моменты жизни все мы аскеты и все уподобляемся Творцу. Вдохновенно рисующий ребёнок. Спортсмен, превозмогающий себя в важнейшем матче. Художник, который игнорирует законы физиологии и создаёт своё полотно. Мать, обнимающая больного ребёнка и верящая в его выздоровление вопреки всем диагнозам. Пастырь в ходе богослужения на Рождество. Причём, жизнь давно научила меня не разделять все эти дела по степени "важности" и "духовности". Каждый талантлив в чём-то своём с совершенно уникальным набором личных качеств. Мы все дороги, как дети, и пути Господни - неисповедимы. Но невозможно прожить на подобном пределе каждую секунду. Более того, бессовестные манипуляторы, от светских до религиозных, цинично используют огромную внутреннюю отзывчивость и самоотверженность людей ради личных земных целей, не имеющих никакого отношения к небесному. Что вынесет для себя из проповеди отца Димитрия светский человек - писать излишне. Мало того, ещё сочтёт (с позиций формальной логики), что Иоанн Богослов внешне пострадал менее всех оттого, что являлся "любимчиком" Христа. И человек шарахнется прочь, а то и посмеётся над этим "адептом высших истин". Попутно не забыв про его сыто-респектабельный вид и личное несоответствие. А ведь Христос никогда не требовал от учеников того, что не в силах исполнить Сам. И здесь возразить нечего. Кроме абсолютной неумности подобных обобщающих "апостольских" миссионерств. Трагедия России в том, что Маятник Истории от воинствующего безбожия качнулся в анекдотичное неофитство с показушно-внешним "христианством". И где-то ближе к недосягаемой и мудрой середине одиноко стоят Кураев, Уминский, Митрофанов, Мещеринов - единственные считанные голоса в РПЦ, кому хочется внимать душой. Как и сотни (если уже не тысячи) достойных умов, коих сама жизнь вышвырнула из этой неофитской лубочности с "государственным православием". Самое главное: каждый человек САМ решает - какому пути (и насколько далеко) он готов следовать. Прислушивается к себе, просит сил, поддержки близких и молится. И совсем не дело ума Димитрия Смирнова (вне зависимости от возраста и сана) не просто поучать, а ещё и осуждать иных людей за несоответствие стандартам его неофитского мирка.
© Copyright: Константин Жибуртович, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|