О болезни неофитства

Константин Жибуртович: литературный дневник

Протоиерей Димитрий Смирнов:


Посмотрите, как апостолы горячо откликнулись на призвание Спасителя. Они что-нибудь понимали в христианстве? Нет. И впоследствии не всё понимали, Господь даже сетовал на них и укорял за жестокосердие, за непонимание, за тупость.
Пётр оставил и сети, оставил и семью. Иаков с Иваном оставили отца своего Зеведея и тоже сети побросали, а сетка для них – это вообще источник жизни. Какую-то часть рыбы они съедали, но в основном продавали, а на это покупали всё остальное: хлеб, соль, ботинки. Но Он так сказал, и в этих словах звучало нечто, что заставило действительно бросить всё и последовать за Ним. И это следование за Ним привело их к смерти. Все из них отдали жизни за Него. Их служение было до конца.
Кроме Иоанна Богослова – любимого ученика Христа – все отдали свою жизнь за Христа. То есть их выбор был настолько серьёзен, что они не только оставили свои семьи, чтоб Ему послужить, оставили своё ремесло, поверили, что, пойдя за Ним, они в такой ерунде, как поесть-попить, не будут нуждаться, что так и случилось. Все они прошли тюрьмы, все они прошли пытки, все они прошли несправедливые суды – всё это они прошли. И для каждого из них жизнь закончилась мученическим страданием. Некоторые из них были распяты на кресте, как Господь их и Учитель. А Пётр вообще, когда его приговорили к распятию, сказал: «Одна просьба есть». А это идёт ещё от римского права – последняя воля обвиняемого. Он говорит: «Нельзя ли мне быть распятым вверх ногами? Я не могу выглядеть на кресте так, как Господь». И пошли навстречу, такие добрые, воспитанные люди, взяли и прибили его ногами вверх. Он говорит: «Я слабость проявил в своей жизни однажды, пусть хоть и на словах, но отрёкся от Христа». Его прибили, он повисел, умер. Всё. Потом его похоронили.
Каждого из нас Господь призвал к себе.


(из проповеди)



***



Вот, вновь убеждаешься: человеческое неофитство совершенно не зависит от возраста. И ещё - в истине из Патериков: бойтесь плохих пастырей паче безбожников.


Я-то могу "перевести на светский" то, что попытался донести (литературно безграмотно) отец Димитрий. Равно как и возразить его красивой патетике в частностях - потому что (не богословски, а общечеловечески) это (простите) малообразованный пастырь.


Да, этот Мир не создан для вечного счастия. Да, путь апостолов (имевших благодать ЛИЧНОГО общения с Творцом) - высочайшая планка. Да (подчас) в жизни каждого из нас случается такое, когда готов бросить всё и пойти, и нет никого, кто бы не смалодушничал и не струсил в последнюю секунду - кроме святых.


Да, мы слабы. Но в определённые моменты жизни все мы аскеты и все уподобляемся Творцу. Вдохновенно рисующий ребёнок. Спортсмен, превозмогающий себя в важнейшем матче. Художник, который игнорирует законы физиологии и создаёт своё полотно. Мать, обнимающая больного ребёнка и верящая в его выздоровление вопреки всем диагнозам. Пастырь в ходе богослужения на Рождество.


Причём, жизнь давно научила меня не разделять все эти дела по степени "важности" и "духовности". Каждый талантлив в чём-то своём с совершенно уникальным набором личных качеств. Мы все дороги, как дети, и пути Господни - неисповедимы.


Но невозможно прожить на подобном пределе каждую секунду. Более того, бессовестные манипуляторы, от светских до религиозных, цинично используют огромную внутреннюю отзывчивость и самоотверженность людей ради личных земных целей, не имеющих никакого отношения к небесному.


Что вынесет для себя из проповеди отца Димитрия светский человек - писать излишне. Мало того, ещё сочтёт (с позиций формальной логики), что Иоанн Богослов внешне пострадал менее всех оттого, что являлся "любимчиком" Христа.


И человек шарахнется прочь, а то и посмеётся над этим "адептом высших истин". Попутно не забыв про его сыто-респектабельный вид и личное несоответствие. А ведь Христос никогда не требовал от учеников того, что не в силах исполнить Сам.


И здесь возразить нечего. Кроме абсолютной неумности подобных обобщающих "апостольских" миссионерств. Трагедия России в том, что Маятник Истории от воинствующего безбожия качнулся в анекдотичное неофитство с показушно-внешним "христианством". И где-то ближе к недосягаемой и мудрой середине одиноко стоят Кураев, Уминский, Митрофанов, Мещеринов - единственные считанные голоса в РПЦ, кому хочется внимать душой. Как и сотни (если уже не тысячи) достойных умов, коих сама жизнь вышвырнула из этой неофитской лубочности с "государственным православием".


Самое главное: каждый человек САМ решает - какому пути (и насколько далеко) он готов следовать. Прислушивается к себе, просит сил, поддержки близких и молится. И совсем не дело ума Димитрия Смирнова (вне зависимости от возраста и сана) не просто поучать, а ещё и осуждать иных людей за несоответствие стандартам его неофитского мирка.





Другие статьи в литературном дневнике: