В процессе чтиваЧитая главы из книги «Век без поэтов», посвящённые поэзии (предназначение, метафизика, родство с философией, etc) я устал кивать автору, но аки убеждённый пессимист отыскал повод впасть в осадок. Как и всякий фундаментальный труд, книга содержит множество ссылок на разные источники и прямые цитаты. И здесь я вспомнил классика британской драматургии сэра Тома Стоппарда, коего мне подсунули мои интеллектуальные фрэнды с хэштэгом #тыточноэтооценишь (Я уже с год стесняюсь произнести, что проблематика пьес для меня банальна, и вообще, отстаньте, я не англичанин! Хорошая отмазка, да))) Так вот, у Стоппарда в пьесе «Индийская тушь» мне запомнился, тем не менее, некто Пайк. «Вся прелесть в примечаниях!» — кричит Пайк родной сестре Флоры. — «И тут вступаю я в своей редакторской тоге. Чтобы развеять мглу». В одном из примечаний к главе «Судьба эпохи» меня слегка закачало. Гийом Аполлинер: «Истинная слава оставила поэзию ради науки, философии, акробатики, филантропии, социологии и подобного им». И чуть ниже: «Следует признать: поэты должны исчезнуть». Новелла «Убиенный поэт» опубликована в… 1916 году. — Дорогой Гийом, произношу я с интонацией персонажа «Джентльменов удачи», коему нехороший человек, Василий Алибабаевич, уронил на ногу батарею. — Милый мой Аполлинер! Это начало ХХ века. Безотносительно экономик стран и геополитической возни, один из периодов расцвета поэзии! Ещё живы Блок и Гумилёв. Ещё не создали и половину лучших вещей Цветаева и Ахматова. Как раз в этот период, выходят на пик Есенин и Маяковский. Наконец, только через 24 года появится на свет Бродский! Но Гийом прав, и в этом неумолимом осознании его правоты не спасёшься даже юмором. Прав «на перспективу». Уже в ХХ веке являться поэтом по духу, будь ты Гумилёв или Лорка, — предназначение, вступающее в прямой конфликт с мещанской системой ценностей, чей единственный бог – борьба за самосохранение. А в период слома эпох судьба поэта трагична не только внутренне, но и внешне. Мещане – наиболее утончённые душами – тоже вполне себе ценят поэзию. Не все такие уж карикатурно-рачительные кроты из «Дюймовочки» Андерсена. Но поэтов они «любят» лишь ушедшими. На страницах книг с дорогим переплётом. Можно прочесть избранное по памяти понравившейся девушке. Или блеснуть знанием, располагая к себе общество нужных для карьеры людей-интеллектуалов. Да, Гийом прав, повторюсь. Это, в моём восприятии, смерть поэзии. © Copyright: Константин Жибуртович, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|