Пётр МамоновПоделюсь честным текстом об ушедшем (впервые опубликован в моём Facebook в апреле нынешнего года на день рождения Петра Мамонова). Мне всегда думалось, что он глубокий собеседник, если перестаёт проповедовать. Сегодня понял, что вся жизнь Петра Мамонова – сказ о том, как творить собственные звуки в неритмичном пространстве, где из музыки делали что угодно – литературу, поэзию, протест, политический манифест, марши и гимны, но самой музыки в этом было катастрофически мало. И объективно трудно выразить свой голос в таком пространстве. У него получилось, а мои душевно-эстетические несовпадения останутся моими. Светлая память. *** Осторожно, субъективно! – Петра Мамонова и «Звуки Му» я впервые увидел весной 1988-го, когда на ТВ стал появляться столичный и питерский рок-андеграунд. «Муха источник заразы? – Источник заразы ты!» вызвала у меня юношеский сарказм. Для человека, считывающего символы в тексте БГ «Капитан Воронин» это не являлось – ни музыкой, ни поэтикой. – Сегодня, окидывая взглядом все вехи биографии Петра Николаевича, я понимаю, что он не дал ни единого шанса хоть на время сделать себя светским героем или духовным подвижником в моих глазах. Хардовый андеграунд меня никогда не прельщал, за авангардом я всегда подозревал мотив сокрыть недостаток талантов, а ко всевозможным духовным метаморфозам личности, когда человека совершенно не узнать десяток лет спустя, я относился с устойчивым недоверием – интуиция и сейчас нашёптывает, что цельные личности узнаваемы безотносительно длины разлук и в 16, и в 37, и в 75. Но на Руси привычно не доверяют теплохладным личностям с преобладанием положительных качеств и эволюционным движением к Свету, и Мамонов с элементами достоевщины в «личном деле» здесь вполне органичен. – Мне всегда казалось, что он явился в рок-андеграунд от скуки и пресыщения обыденностью. Позже выяснилось, что так оно и было: благополучная и обеспеченная столичная семья с отпрыском, пустившимся во все тяжкие пресловутой «золотой молодёжи». Норма и хотя бы временное равновесие маятника в его линии судьбы если и присутствовала, то была уничтожена им самим вне малейших рефлексий. Это пришлось по душе Америке 80-х – русский Том Уэйтс оказался на слуху тамошнего андеграунда, невзирая на все трудности перевода. – Явившись в Самару на пике успеха картины «Остров», Мамонов не желал расставаться с обликом раскаявшегося монаха – прямой эфир превратился в проповедь, изобилующую яркими афоризмами для неофитов. Видимо, Пётр Николаевич искренне решил, что его миссия – просвещать захолустье, и в этом ощущались отголоски столичного снобизма, в том числе. Но на том жизненном этапе ни фильм Лунгина, ни проповедь ничем меня не обогатили ровно в той же степени, что и ныне им осуждаемые «Звуки Му» в 80-е. – Единственная запись Мамонова, которую я приобрёл – альбом англоязычных каверов в тандеме с Василием Шумовым «Русские поют» (1994). Результат оказался предсказуем: он глумился над классикой западного рока в юношестве, не изменил себе и сейчас. Даже бэк-вокал Мамонова в cокровенной песне Маккартни My Love звучал чудовищно, и вещь вытянула приглашённая для сессий американка Тамара Андерсен. Как человек, лучше всего на свете продающий личный эпатаж, Пётр Николаевич вполне мог бы сказать, что она едва не испортила запись и весь альбом. – Он всегда вызывал ощущение таланта, в чьей жизни неведомый режиссёр, ради ролика космических удовольствий, перепутал плюс с минусом. Отчасти поэтому ему не пришлось мучительно входить в образ Ивана Грозного в картине «Царь», и более убедительного приговора мнимому монархическому благочестию я в нашем кинематографе с тех пор не знаю. Браво. Бис. – Считая себя антагонистом Петра Николаевича, я вздрогнул от новости 2019-го об инфаркте и двух последующих операций на сердце. Помимо естественного человеческого сочувствия, присутствовало безошибочное ощущение – для Искусства безвозвратна физическая потеря любой, самой инаковой планеты. Даже если её влияние на себя ты не в силах узреть здесь и сейчас. PS Андрей Максимов: Это был человек, который не боялся постоянно менять свою жизнь. Он как будто прожил несколько жизней.
© Copyright: Константин Жибуртович, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|