Из июльского дневника

Константин Жибуртович: литературный дневник

Читаю эссе американского биолога Эдварда Уилсона. Некоторые цитаты звучат как приговор: «Мы создали цивилизацию Звёздных войн с эмоциями каменного века, средневековыми институтами и богоподобными технологиями».


Более того. С ветхозаветными отношениями, которые возведены в норму для социума.


Что мне мигом приходит на ум, как первичное восприятие этой констатации? То, что все эти парни, начиная с Ньютона, прекрасно знали своё дело, и преемственность в науке для них – не благочестивое красное словцо: так оно и есть. За несколько минувших веков технологии достигли совершенно немыслимых, ещё по меркам средневековья, высот.


А глубинная ипостась человеческой личности всё та же. Линейная логика подсказывает безжалостный приговор: это значит, что в гуманитарной сфере миссия лучших из рода человеческого полностью провалена. Ни искусство, ни культура, ни философия, ни церковь не способны кардинально преобразить качества человеческих душ. Более того, видя последствия дарованного миру Нового Завета, я всё чаще размышляю о том, что и эта миссия несла смыслы и спасение где-то для 3-5% человечества. Как общегуманитарный проект, это всё тот же провал, что и у светской просветительской доктрины.


С этим невозможно спорить, но только если принять завершение человеческой истории здесь и сейчас. Скажем, завтра к полудню. Тогда приговор неизбежен и слишком очевиден, чтобы его выслушивать.


Но История, слава Богу, пока продолжается. Это не значит, что завтра или послезавтра мы станем гуманнее и умнее. Что в мире исчезнут голод, нищета, локальные войны и последние диктаторы. Что нам в принципе хоть что-то гарантировано, безотносительно личных достоинств и талантов.


Таинства человеческой природы непостижимы до степени абсолюта, и мне забавно, когда даже самые умные технократы пытаются раскрыть их тем же языком, что свои высокоточные изобретения. Одна из граней этих таинств – человек слаб и плох, иногда бессилен и катастрофически плох, но в его силах, тем не менее, ежедневное преображение собственной личности и через это – нравственного климата вокруг. Это эволюционные и совершенно незаметные плоды, что тот же Ньютон выразил афористично: «Мы стоим на плечах гигантов».


Одна из множества мыслей по этому поводу, которую я сформулирую в своём мини-эссе – развитие технологий даст шанс человечеству. Шанс этот в том, что однажды каждый будет освобождён от необходимости зарабатывать на хлеб насущный на нелюбимой службе. В этом недобровольном послушании вообще сложно отыскать хоть какой-то промысел, кроме элементарной самодисциплины и тренировки силы воли.


И, вот ещё одна аксиома неподъёмного камня, созданного Творцом – каждому человеку предстоит самому определять личную участь, даже если он избегает ответственности, прячась за традицией, догматами или общиной. И тем самым «страшным судом» однажды станет наличие свободного времени и доступ ко всем ресурсам, достаточным для комфортного существования.


Выбор не диалектичный и совершенно безжалостный. Раствориться в животном существовании, превратиться в морлоков Уэллса, или с благодарностью принять невиданные для прежних поколений возможности для духовно-личностного роста.


Я не жалую обобщения о том, что «не будь наивен, выбор подавляющего большинства уже очевиден». Опять-таки, это здесь и сейчас. На нынешнем этапе гуманитарного развития человечества, которое, по моим ощущениям, едва шагнуло из отрочества в юность. Не далее.


Но одно-два столетия в нынешнем мире, где время течёт и наполняется совсем иначе, чем в эпоху первых христиан или средневековья, срок огромный. И когда этот срок наступит и право подлинного выбора ценностей получит каждый, исход этой дуэли совершенно неочевиден.


Сейчас мои слова покажутся безответственной утопией. Как и прогноз гуманитарного расцвета в эпоху освобождения от тяжёлого труда.


Но в этом мире всё меняется куда скорее, чем предполагают ортодоксы и консерваторы. И неизменно одно: культурно-гуманитарная миссия, чьи плоды невозможно потрогать руками как Айфон или экологически чистый автомобиль, несёт неизменный эволюционный промысел. В наших силах главное: не отрекаться от неё в любые эпохи. И уже не так важно, в качестве творца или потребителя. В искусстве, как и для Бога, мёртвых нет.




Другие статьи в литературном дневнике: