Не проповедь

Константин Жибуртович: литературный дневник

Когда начинается родово-племенной спор с надмирными ценностями, лучше в нём не участвовать. Процентов 90 людей, безотносительно географии, вероисповедания, агностицизма и атеизма, уровня образования и культуры, к нему совершенно не готовы. «Ни эллина, ни иудея» – в топе самых неразделённых социумом христианских доктрин.


И чем громче вы станете обосновывать свои воззрения, тем более неумолимо наткнётесь на глухоту. Здесь уместен принцип – о подлинном помалкивают, а если и произносят вслух, то негромко и считанным людям на своём пути. И лучше, если они однажды сами об этом спросят.


А так – ум непременно отыщет обоснование, что эллин прав, а иудей – нет. Или, наоборот. В этом поможет пропаганда. И «волкодав – прав, а людоед – нет» из уст Солженицына здесь не работает. Нет людоеда, который позиционирует себя людоедом, а не волкодавом-освободителем.


Единственное, что избавляет от хождения по этой тонкой развилке – пацифизм как основа системы ценностей. Принцип ненасилия над личностью. Доверие к Другому и признание его свободы воли и выбора.


Всё это звучит дико в нынешнем контексте. Я понимаю. Человечеству, несмотря на 2 тысячи лет Нового Завета, ещё только предстоит перейти от отрочества к юности. О зрелости и мудрости речи нет.


Мира всем, несмотря ни на что.



Другие статьи в литературном дневнике: