Cancel Culture

Константин Жибуртович: литературный дневник

Про Cancel Culture. Уже верно отмечено маркетологами, что это санкция, отнимающая негласную «валюту» – способность привлечь к себе внимание и конвертировать его в достаток или богатство. Т.е, лишение европейского и американского паблисити, по замыслу кэнсэлистов, жестокий удар для масс-медийных персон, к коим сегодня относятся, в том числе, и блогеры с миллионным контентом.


Но давайте вспомним, кто успешно экспортировал свои таланты на Запад в последние десятилетия. Сотни хоккеистов (вам смешно, а это основная статья экспорта РФ) и единичные представители иных видов спорта. Айтишники и программисты, коих, исключая Павла Дурова, мы не знаем. О балете, опере и учёных я не буду, потому что не владею информацией, но подозреваю, что процент небольшой.


В остальном, будь то музыка, поэзия, проза, живопись, архитектура, философия – всё то, что является душой нации – не экспортируется давно (я не к тупиковому спору о художественных достоинствах, а к данности: Западу это не интересно, исключая краткий период политической оттепели при Горбачёве и раннем Ельцине). Пелевин не будет ставиться в европейских театрах, как сейчас Чехов и Толстой. Оксимирон не получит признания в рэп-Америке, исключая фанатов жанра, которые собирают о нём всё, безотносительно географии.


То есть, огромный пласт поп-культуры в России давно уже существует в ситуации никем не объявленного в предыдущие годы кэнсэлинга, чётко поделив внутренние рынки и аудиторию. И его «чего изволите-с?» с жаждой аплодисментов и денег адресовано исключительно внутреннему рынку.


Я не собираюсь давать культурно-искусствоведческих оценок, справедлив Запад, или нет. Потому что каждый, в зависимости от флага и политических предпочтений, обоснует как «за», так и «против». (Замечу лишь в скобках, что присущий в разной степени любому социуму культурный и языковой шовинизм преодолевает лишь крупный талант, и это аксиома).


Так вот. Новая эпоха, которая вломилась, не спрашивая согласия – объективный тест для любой формы творчества относительно способности обращаться к немногим или даже творить в пустоту, как это иногда видится. Насущен не отклик, а подлинное топливо – невозможность не произнести о чём-то вслух, или невозможность сказать иначе, что для меня является главным определением поэзии.


Все иные мотивации с нарастанием дефолта будут неизбежно отмирать. Так что Cancel Culture, в отличие от затронувших всех экономических санкций, удар для тех, кто поклоняется контенту и паблисити в ущерб содержанию. Если для вас 10 умных читателей насущней пяти миллионов подписчиков и это не связано с прямым заработком, кэнсэлинг – инструмент постмодерна, вызывающий интерес лишь у маркетологов.





Другие статьи в литературном дневнике: