Песни нелюбимых

Константин Жибуртович: литературный дневник

Борис Гребенщиков исполняет в Берлине часть песен из трилогии Архангельск (2011) – Соль (2014) – Время N (2018). Кричащим о том, «а что же он молчал все эти годы и даже ходил пить чай с Сурковым» я предлагаю вспомнить времена записи этих альбомов.


2011-й? Предчувствие краха? Вы это серьёзно? У нас Болотная с точечными задержаниями-штрафами без зверств и уголовки, растущий рынок и контакты с миром, выползание из финансового кризиса 2008-2009 годов.


2014-й? «Будешь в Москве, остерегайся говорить о святом». В Интернете есть всё при правильном запросе – посмотрите на настроения даже самой умной и не ангажированной части РПЦ в тот период: крах православия? Ну что вы нафантазировали, есть отдельные нестроения, как и всегда, но корабль плывёт!


2018-й? Мундиаль, восторженные (от Самары – точно) иностранцы, ни единого крупного инцидента за всё время фестиваля футбола, полиция с европейскими манерами общения. Украина, ДНР, ЛНР и Крым в этом экстазе забыты напрочь. А БГ пишет самую пронзительную часть трилогии – Время N. В финале которой песня «Крестовый поход птиц».


Тем, кто сейчас вопит (и в России, и в Украине) «пшёл вон со своими гуманитарными подачками!», могу сказать одно. Я всё понимаю, насколько могу понять из Самары. Но кто бы ни победил, какое бы государство мы с Божией помощью ни построили в будущем, синоним его краха всегда один: неспособность прислушаться к художнику. Который произносит негромкие вещи, пока все веселятся, гуляют, пьют или решают очень важные вопросы.


Обрушение экономики и войны начинаются уже после. Мира всем.


******


Песни нелюбимых, песни выброшенных прочь,
Похороненных без имени, замурованных в ночь,
Песни перечёркнутых, песни сброшенных на лёд.
Песнь больше не нужных звучит, не перестаёт.


У нас хорошая школа – прикуривать от горящих змей,
Вырвать самому себе сердце, чтобы стать ещё злей,
Держать голову под водой, не давать делать вдох,
И обламывать лезвие после удара, потому что с нами Бог.


Наступи на стакан, если он выпит,
Голову в петлю и с вещами на выход.
Господи, открой мне тайну Бытия,
Посмотри мне в глаза и скажи, что это воля Твоя!


Можно долго ждать солнце, глядя слепыми глазами в зенит,
У нас внутри был хрустальный колокольчик, на него наступили – он больше не звенит.
Это музыка старее, чем Мир, она нелепа и смешна,
Но я буду танцевать под неё, даже если она не слышна.


Ласковой душе – железное платье.
Кровью на песке – «Все люди братья».
Мне больше не нужны эти тайны бытия,
Просто посмотри мне в глаза и скажи, что это воля Твоя...


(Борис Гребенщиков, 2018)



Другие статьи в литературном дневнике: