Персонажи...

Елена Куличок: литературный дневник

Размышления на тему кинофильма ПЕРСОНАЖ Марка Форстера.


Чем мне близко? Тем, что у меня тоже такой же раздрай в голове случается, как у несчастной авторши, которая никак не может закончить произведение, которое скоро сдавать издательству, и это не шутка: договор!


Её персонаж – живой человек. И он до поры до времени живет по Её законам. Но вот он услышал её голос, и голос предрекал ему ни много, ни мало, но смерть. Кто сможет помочь, разгадать ребус? Конечно, профессор литературы! С бесподобным Дастином Хоффманом в его роли. Профессор пытается понять, в какой жанре существует «подопытный», и, убедившись, что в трагедии – советует ему действовать вопреки предписаниям авторши, ибо помочь ему никто, кроме неё, не сможет. Сумеет ли герой одолеть предписанную судьбу?


Далее молчать бы мне в тряпочку, чтобы не спойлерить. Ибо финал и предсказуем, и НЕ предсказуем. Но… поговорить-то хочется! Причем о своем…


Фильм ироничный, гротесковый, пародирует штампы – но очень тонко. Тут и расхристанная, депрессивная, несчастная авторша, которая никак не может закончить произведение, потому что не может придумать, как убить своего персонажа. Ибо каждый роман заканчивался именно смертью героя. Она уже столько смертей напридумывала за жизнь, что теперь ничего в голову не приходит. Застой творческий. И веселый профессор, и вдруг начавший страдать персонаж, осознавший нешуточность своего положения.


Чем же закончится их странная «связь»? Кто победит?


Несравнимое наслаждение! Прекрасный фильм, думаю - не для всех. Радовалась хеппи-энду... Хотя сама, как автор, понимаю, что он не должен был тут появиться.
Фильм немножко похож на пародию - на литературные и прочие штампы, немножко грустный, немножко смешной, и - абсолютная мелодрама. Если бы не было хеппи-энда, не было бы мелодрамы, зато осталось бы все предыдущее. Что лучше? А это каждый решит для себя сам.


А в целом - обращение к авторам, почти как у Светлова в любимом когда-то в молодости стихотворением: "Товарищи классики! Бросьте чудить! Что это вы, в самом деле, героев своих порешили убить на рельсах, в петле, на дуэли?" Ну, способ убивания героя можно варьировать до бесконечности – ведь авторам это так нравится… Да и нынешним читателям.


И еще, фильм – как следствие – обращение и ко мне тоже. Ведь авторша, привыкшая к трагедиям, которых требовал читатель, манипулировала героями как некими абстрактными личностями. Но увидев персонажа живым и страдающим, была настолько поражена, что… что все-таки изменила финал, вопреки ожиданиям читателя. Которые признали, что первый вариант финала, со смертью героя, был куда эффектнее, а весь роман куда ярче.


Ей было все равно. Она спасла своего героя. Она подарила ему жизнь и будущее.
А я? Что же я со своими наделала? Я тоже уверяла себя, что вот, закон МОЕГО жанра, иначе никак, плакала – но знала, что именно такой финал. Тяжелый, но красивый.


И вот явился светлый человек, который сказал: так нельзя! Надо по-Светловски!


Хорошо, персонаж в «Персонаже» - просто маленький человек. Но мои персонажи в «Маятнике» - фактически преступники!


Подобные мысли возникали и в «Маленькой королеве», и в «Запасном огне», и косвенно в «Острове», и в рассказе «Долгий путь, веселый путь».
И везде всё заканчивалось вполне благополучно. Только «Маятник» оказался самым трагическим…


И в заключение не могу не вспомнить еще пару моментов. Первый – и я уже писала об этой книге – «Страна смеха» Джонатана Кэррола. Есть такие авторы, которые своей любовью оживляют описанных персонажей.


И на посошок «христианский» анекдот от моей религиозной подруги.


Попадает писатель в ад. Поджаривают его. Молит – мол, меня уже на земле сто лет нету, а я всё мучаюсь, вон, скольких уже отпустили – искупили, а я все жарюсь! Ответ короткий. «Ты давно умер, а твои книги всё переиздаются».




Другие статьи в литературном дневнике: