Снова про Хоппера

Марина Сапир: литературный дневник

Я писала, что купила альбом Хоппера, чтобы разобраться, почему его картины производят такое странное и сильное впечатление. Меня особенно интересовали картины, где нет ничего, кроме одного или двух домов. Они часто кажутся страшными почему-то.


Я, кажется, разобралась. У Хоппера все картины - как лирические стихотворения. Даже если там дом, это он о себе. Я это поняла, когда заметила общность композиции между картинами с домами и картинами со сценой.


Возьмем картину "Дом около железной дороги" (House by the railroad). https://i.pinimg.com/originals/a3/3d/e8/a33de8402d610b37a590b1191d31039e.jpg
и картину "Два комика" (Two comedians) Композиции очень похожи. Дом состоит из двух частей, маленькой и высокой. Они соответствуют двум комикам: это автопортрет самого Хоппера с женой. Железная дорога отсекает низ дома, мы его не видим. В "двух комиках" сцена, рампа отсекают ноги у комиков. Яркий неестественный свет, как прожектор, бьет на дом. Комики раскланиваются в лучах прожекторов. "Дом" сделан в 1925, а "Комики" в 1965, через 40 лет. Это как ключ к ранним картинам.


То есть дом у Хоппера - это метафора личности в мире, также как и артисты на сцене - метафора личностей. И взгляд на личность у Хоппера тоже небанальный - он близок к философии Бердяева - Тютчева. Но об этом надо долго писать. Видимо, "дневник" не подходит для этого, так как тут нельзя помещать картинок. И я уже совсем не представляю, кому этот текст по-русски может быть интересен.







Другие статьи в литературном дневнике: