4

Ььььь: литературный дневник

Действие, как первоэлемент сюжета


Л. Н. Нехорошев, производя в своей книге «Драматургия фильма» анализ современной кинодраматургии, указывает на принципиальное различие между сюжетом и фабулой: хотя она и является «крупным составным слагаемым» фактической основы, в завершённом произведении сюжет и фабула могут не совпадать или даже противостоять друг другу. Напомним, что «фабула», если дать этому понятию вульгарное определение, представляет собой не реализованную авторскую задумку, которая в противовес сюжету не учитывает частностей, не выстроена хронологически и не соотнесена с другими драматургическими составляющими. Сюжет, напротив – субстанция отточенная, аккуратная, фактически и метафорически, текстуально и контекстуально согласованная . Л. Н. Нехорошев рассматривает сюжет с четырёх точек:
1. Действие (как первоэлемент сюжета)
2. Мотивировка
3. Перипетия
4. Узнавание


Действие


Итак, что же такое действие в драматургии?
«Как кадр - единица, первоэлемент внешней формы фильма, движущегося звукоизображения, так действие - элементарная частица, атом, клетка сюжета.
Любое физическое движение - это действие? Если иметь в виду окружающую нас жизнь, то на этот вопрос можно ответить утвердительно. Недаром синонимом слова “жизнь” является слово “действительность”. Человек идет, автомобиль едет, морская волна накатывает на берег…»


Л. Н. Нехорошев говорит о существовании двух видов действий: внутреннего и внешнего. Внешние действия, это такие действия, которые выражаются в поступках. Поступки Нехорошев делит на: а.) отложенные и б.) ритуальные.

а.) Отложенное действие это действие ожидаемое, но нарочно откладываемое. Часто такой вид действия используется для того, чтобы создать большую эмоциональную напряжённость в сцене, заинтриговать, ввести зрителя в заблуждение, указать на возможное разрушение ситуации, её возможную невероятность. В качестве примера отложенного поступка-действия Нехорошев предлагает нам эпизод фильма Ф. Феллини «Дорога»:
«…Бродячий циркач Дзампано решил покинуть спящую на земле у горной дороги Джельсомину. Он уже собрал вещи и готов уехать на своем мотоцикле-фургоне. А как же труба, на которой Джельсомина так любит играть мелодию клоуна Матто?.. Только в самый последний момент Дзампано достает из фургончика трубу и кладет ее рядом с женщиной.»


б.) Кроме отложенных действий, по мнению Нехорошева существуют и действия ритуальные.
«Ритуал, ритуальное действие (от лат.ritualis - обрядовый) - это упорядоченная система действий, чаще всего повторяющихся, несущих в себе некий символический смысл.»
Действия, повторяющиеся на экране, и несущие в себе символический смысл легко обнаруживаются в картинах классиков: у Тарковского, у Брессона, у Линча. Например, в фильме «Брат» А. О. Балабанова главный герой на протяжении всего фильма под «пасмурную» музыку Вячеслава Бутусова изготавливает оружие и его комплектующие, что открывает перед зрителем внутренний мир персонажа. Мы понимаем, что герой живёт в состоянии войны с миром, делит окружающих на своих и чужих и готов вершить суд, опираясь на это своё представление.


Конечно, такого рода действия уместны только в тех фильмах, где, наравне с метафорической стороной повествования детально прорабатывается и фактическая сторона. Символика хороша там, где уже сконструирована крепкая правдоподобная история. Если такой истории нет, то символика будет «перегружать» кино.


Если внешние действия всегда видны зрителю, то внутренние – не видны никогда. Внутренние действия – это, прежде всего, движения ума и психики зрителя, такие например как мнительность, логические умозаключения, предчувствия и т.д.


Л. Н. Нехорошев говорит о том, что внутренние действия могут на протяжении всего повествования оставаться а.) скрытыми (т.е. не передаваться с экрана вербально и визуально) или же они могут б.) внезапно открыться в процессе раскручивания сюжета (т.е. стать зримыми или слышимыми). Кроме того, типом внутреннего действия может служить в.) подтекст.


а.) Скрытые внутренние действия это то, что мы домысливаем за героя, основываясь на его поступках, высказываниях, эмоциях и т.д.
К примеру, в фильме «Когда деревья были большими» есть сцена, в которой председатель колхоза, выступив с инициативой о защите девушки-сироты от самозванца-отца, подвергается осуждению со стороны этой девушки. Однако, эмоциональное наполнение речи, с которой девушка набрасывается на председателя, содержит в себе какое-то отчаянное бессилие, благодаря чему зритель получает представление об истинных душевных переживаниях героини, которые бесконечно далеки от смысла произносимых ею слов.


б.) Внутренние действия, внезапно обнаруживающие себя
Это такие действия, которые из сферы неосознанного, подспудного внезапно переходят в сферу осознаваемого через детали, язык, действия и т.д.
Примером таких, «прорвавшихся в картинку», внутренних действий может, к примеру, служить сцена из фильма Ф. Феллини «Ночи Кабирии», в которой открывается замысел «бухгалтера» ограбить и убить Кабирию.


в.) Подтекст.
Подтекст по Л. Н. Нехорошеву это «подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста». Впрочем, определение это довольно корявое. Лучше бы сказать так: подтекст – суть внутренний добавочный смысл текста, высказывания; чувства и идеи, которые добавочно вкладываются в текст автором, чтецом или актёром. Или зрителем.
Вообще говоря, с наступлением эпохи постмодернизма «идеологически-верным» стало считать, что каждое, даже самое убогое, примитивно-сделанное произведение таит в себе огромное число равновеликих подтекстов, поскольку подтекст - продукт не авторский, а читательский/зрительский. То есть число мировоззренческих парадигм, уживающихся внутри зрителя/читателя равно числу подтекстов, которые могут быть извлечены при детальном анализе чего угодно, но уж если Л. Н. Нехорошев продолжает считать подтекст умыслом автора, да будет так.
Для примера можно взять голливудское кино для детей. «Человек-паук» это фильм не только о суперегерое, стоящим на страже закона, не только материализованная мечта новой антропологии, направленная на создание необходимого общественного мнения для внедрения роботизированного человека, но ещё и история взросления среднего американского подростка.
Не случайно в первой серии этого фильма главный герой (Питер Паркер) выглядит таким робким и слабым, и всё свободное время проводит со своими дядей и тётей, а не с девчонками, как должно бы быть. В день, когда он фотографирует свою одноклассницу, в которую он влюблён, его жалит паук в руку, после чего Питер почему-то бежит домой и в недоумении пялится на себя в зеркало. Вскоре его тело меняется, оно начинает выделять липкое белое вещество. А конкретнее, зритель видит, как некий подросток пытается разобраться в том, как именно выделяется эта непонятная жидкость, нервно прося тётушку уйти, если она вдруг начинает ему мешать. Налицо тема полового взросления.
Конечно это лишь одна из возможных разработок скрытого смысла, но благодаря этому примеру отчётливо видно, что подтекстов могут быть десятки.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.06.2014. 10
  • 29.06.2014. 9
  • 26.06.2014. 8
  • 22.06.2014. 7
  • 19.06.2014. 6
  • 17.06.2014. 5
  • 16.06.2014. 4
  • 15.06.2014. 3
  • 14.06.2014. 2
  • 13.06.2014. 1