9

Ььььь: литературный дневник

«Человек есть общественное животное!» - говорил Аристотель. Кажется, это высказывание следует понимать так, что всё мировоззрение человека целиком и полностью формируется взглядами и верованиями того общества, частью которого он приучен себя считать, ведь человек выросший вне общества немногим отличается от животного. (Этот факт подтверждается феноменом «маугли» - людей во младенчестве потерянных или намеренно оставленных в лесу и воспитанных животными. Оказываясь в человеческом обществе после многих лет жизни среди волков или других млекопитающих такие люди очень трудно обучались даже самым элементарным вещам или же не обучались им вовсе. Зато они отлично лазали по деревьям, охотились, выли, и т.д.)
Благодаря этому свойству (имеется ввиду определяющая роль общественного мнения) сохранена и приумножена база знаний об окружающем мире, что, в свою очередь, послужило повышению общей цивилизованности человечества. Но это же самое свойство и тормозит наше развитие. Стереотипы, или, - если обращаться к терминам психологии, - архетипы сознания, которыми пользуется большинство людей, часто становятся преградой на пути к свободному созидательному мышлению. Человек, вынужденный жить среди себе подобных, с рождения окружён всевозможными рамками, он вынужден искать себе такую нишу для жизни и реализации, которая бы казалась приемлемой не только для него, но и для тех, кто его окружает. И очень часто поиски такой ниши становятся основной и единственной целью, достижению которой приносится в жертву все остальное. Обретя своё место под солнцем, индивид считает жизненную программу выполненной, а между тем, очень может быть, что он даже и отдалённо не представляет себе масштабов своей личности, размеров потенциала, данного ему природой. И в этом случае о нём можно говорить, как о человеке, прожившем жизнь неосознанно.
Что же такое осознанная жизнь? Если главной причиной неосознанной жизни, считать довлеющее над психикой индивида общественное мнение, а жизнь, начатая и проведённая вне этого мнения, обещает гарантированное слабоумие, тогда единственным выходом, для человека, желающего прожить жизнь осознанно, следует считать добровольный выход за пределы общечеловеческих норм и ценностей с оглядкой на которые он рос и воспитывался. Иными словами, чтобы осознанно жить и свободно мыслить, человек должен вначале усвоить, а затем превратить любые - гражданские, религиозные, национальные - ярлыки, навешанные на него окружением, в нечто второстепенное, вспомогательное и обратившись к своему Я, достичь тех целей, которые покажутся ему достойными.
Идея, на первый взгляд близкая к либерализму, но на самом деле несколько отличающаяся от него. Потому что призывает к свободе «для».



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.06.2014. 10
  • 29.06.2014. 9
  • 26.06.2014. 8
  • 22.06.2014. 7
  • 19.06.2014. 6
  • 17.06.2014. 5
  • 16.06.2014. 4
  • 15.06.2014. 3
  • 14.06.2014. 2
  • 13.06.2014. 1