74 Гермафродит как Сверхчеловек

Ььььь: литературный дневник

Кстати, можно в форме мифа подать одну из глав романа.
За первоисточник можно взять элегию Овидия из "Метаморфоз".
Только у меня Гермафродит будет не 15-летним мальчиком, а старцем-импотентом, который отказывает Салмаке не потому, что не хочет, а потому что уже не может.
Так как новая религия по Хайдеггеру появится из глубины человеческой тоски, то этот трансгеднер должен быть глубоко несчастным - несчастен от своего решения переменить пол.


Главный вопрос Хайдеггера "Что значить быть?" следует интерпретировать в таком ключе: "Что означает другой способ взаимодействия, когда ты не обладаешь, а становишься чем-то?" Становиться "чем-то" значит глубоко любить и стремиться к воссоединению с чем-то, к превращению в это "что-то" (Не разделяй и властвуй, а соединяйся и люби). Мужчина это власть, таков его способ жизни. Любовь же как способ бытия это способ бытия женщины. У нас сейчас надвигается эра феминизма. Многие юные мальчики, подсознательно чувствуя её приближение, меняют пол, то есть становятся трансгендерами. Людям третьего пола по идее должны быть ясны и знакомы оба способа существования - и иметь и быть. Поэтому ответить на вопрос Хайдеггера должен философ-трансгендер.


Интересен в этой связи миф о Гермафродите. Гермафродит был сыном Гермеса (бога торговли и науки ("Иметь"; нигилизм)) и Афродиты (богини красоты и любви ("Быть"; воля к жизни)). До 15 лет он жил на воспитании у наяд (богинь рек и ручьёв - подсознание).
Гермафродит либо изначально был двуполым, либо, согласно более поздним версиям мифа, стал таковым, будучи волей богов слит с влюблённой в него нимфой Салмакой (по сути той же наядой, только очень ленивой и нежной в сравнении с другими).

ЗАМЕЧАНИЕ О РОЛИ ВОДЫ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ:
"В древней Элладе было широко распространено почитание рек, источников и олицетворявших их божеств. Вода использовалась во многих религиозных обрядах, прежде всего, связанных с очищением: перед молитвой или жертвоприношением, после соприкосновения с «нечистыми» явлениями (рождение и смерть), после совершения тяжкого преступления и т. п. Магические практики также не обходились без воды: таблички с заклятиями или проклятиями часто бросали в колодец. Такой способ помещения проклятий выбирался, видимо, с учетом особенностей воды из-под земли: она была холодна (колодцы использовались как холодильники) и хороша для сковывания, «застуживания» жертвы проклятия; через неё - как канал коммуникации - можно было «связаться» с подземными богами и демонами."


Оба они обладали прекрасной внешностью.
Салмака жила на озере Карии и, однажды встретив там Гермафродита, полюбила его и попыталась добиться ответной любви, но была предана (подверглась "Иметь"). Тогда она упросила богов слиться с ним в одно целое. (дала фактический ответ о том, что значит "Быть"). Боги выполнили её просьбу, а Гермафродит, став двуполым, потребовал у богов, чтобы каждый, кто купается в озере, тоже становился двуполым.


КАНТ
Если повернуться к Канту, то Салмака (как и Афродита) в данном случае олицетворяет априорное знание, эстетику, чувственный опыт (форму), а Гермафродит (как и Гермес) олицетворяет апостериорное знание, суждение (содержание).


Априорное знание может быть только синтетическим (творческим) по Канту.
Апостериорное может быть и аналитическим и синтетическим, но в данном случае выступает как аналитическое знание, потому что нигилизм (торговля и наука) не может произвести ничего ПРИНЦИПИАЛЬНО нового без своей женственной половины.


ХАЙДЕГГЕР
В характере разночтений мифа о Гермафродите можно усмотреть хайдеггеровскую "судьбу бытия", поскольку поначалу Гермафродит (т.е. рассудок, приведший к чистому нигилизму) состоял из равных частей любви (Афродита) и власти (Гермес) и должен был быть самодостаточным (т.е. двуполым). Но в позднем варианте миф прочитывается иначе: Гермафродит - юноша. Это значит, что миф за несколько веков выродился. Гермафродит не соответствует собственному имени, он больше не двупол. И теперь, чтобы вернуться к своей идентичности, и привести свою телесность в соответствие с данным ему именем, Гермафродит должен повстречать Салмаку (Это уже как бы взрыв со-бытия в будущем, Ereignis).


НИЦШЕ
Если повернуться к Ницше, то низвергнутый в трагедиях Еврипида жизненный порыв, это и есть отрицание своей женственности Гермафродитом. Гермафродит, отказываясь от духа музыки в себе, то есть отказываясь от любви, приходит на мифическое озеро Карии уже законченным нигилистом. Мы видим это потому, что и от любви Салмаки он готов отказаться. И только её обращение к богам, её мольба к родителям - к Гермесу и Афродите, и их отклик на её мольбу - позволяют восстановить сущность Гермафродита.


Но что означает последняя просьба Гермафродита о превращении купающихся в двуполых?
_____________
Интересные примечания:


Отношение Аполлона к Гермафродиту
(аполлоническое начало относится к грядущему сверхчеловеку негативно)


Одно из стихотворений в 4 томе пятитомника Э. Беренса "Малые латинские поэты", говорит о том, что Аполлон, когда у Афродиты и Гермеса родился сын, хотел, чтобы Гермафродит был мальчиком и ПОГИБ НА ВОДЕ.
///////////////////////////


Отношение Диониса к Гермафродиту
(диноисийское начало относится к грядущему сверхчеловеку любовно)


...греки обладали по-настоящему поразительным представлением о двуполой (гермафродитической) природе человеческого существа в эмбриональном состоянии и андрогинным представлением о жизни вообще. Потому-то в истории греческой культуры мы нередко встречаем идеи и обычаи, имеющие свое начало в представлении об исконной двуполости человека и отдельных богов.
<...>
Изучение мифов показало, что представление об андрогинных божествах возникло уже в глубокой древности и не было результатом так называемого декаданса, хотя имя Гермафродита не встречается ни у Гомера, ни у Гесиода, а впервые мы его находим только у Теофраста («Характеры», 16).
<...>
...мы вправе видеть в Гермафродите существо, чье происхождение коренится в смутном осознании андрогинной идеи жизни, которое получило свой облик благодаря художественно преломленным чувственно-эстетическим стремлениям и почиталось скорее как добрый дух-покровитель дома и частной жизни, чем объект официального культа.
<...>
ДИОНИС БЫЛ ЛЮБОВНИКОМ Лаонида, Ампела, Гименея, ГЕРМАФРОДИТА и Ахилла.


///////////////


Поединок орла и змеи, как выражение вечного конфликта и вечной же близости Аполлонического и Дионисийского, которое соединённое вместе становится Гермафродитом. Гермафродит в такой интерпретации выступает в образе Сверхчеловека.


///////////////
Интересно также в этой связи изображение "козла Мендеса" (символ Бафомета (одно из имён сатаны)). На руках у Бафомета два слова, образующие алхимический девиз: "Solve et Coagula" (растворяй и сгущай).
Алхимики предлагали растворять и снова соединять вещество столько раз, сколько будет необходимо для получения самого совершенного симбиоза материи и духа – философского камня.
Таким образом, любое существо, чем бы оно ни было – минералом, растением, животным или человеком, - может стать философским камнем.


Интересно что "козёл Мендеса" - андрогин.
///////////////


Роман В. Вулф "Орландо" Там герой жил несколько столетий: сначала мужчиной; вторую половину - женщиной.



Другие статьи в литературном дневнике: