76

Ььььь: литературный дневник

В 1960-х годах физик Ричард Фейнман участвовал в экспериментах своего друга Джона Лилли по сенсорной депривации. В книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» он описывает многократный яркий опыт испытанных галлюцинаций в специальной камере с солёной водой, изолированной от внешних воздействий.


Позитивное воздействие:
Закрытые глаза, тихое, уединенное место, неподвижная поза, отшельничество — все это разновидности сенсорной депривации, используемые для различных практик саморазвития.


Негативные последствия:
По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом к пониженному настроению — заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время меняются эйфорией, раздражительностью.


Чем более жесткие условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Фиксируют снижение функции экстраполяции и производительности при выполнении несложных умственных действий.


В случае увеличения времени воздействия сенсорной депривации эйдетические представления могут выйти из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций. В генезисе этого процесса четко прослеживаются астенизация нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга.


Факторы риска у детей
Говоря о депривации у детей, подразумевается нарушение чувствительности от поступающих из внешнего мира сигналов. У детей это нарушение подразделяется на тотальное или частичное и может привести к отставанию в умственном и психическом развитии. Чаще встречается зрительная и слуховая депривация. Опасность представляет лишение тактильного, зрительного, голосового контакта с матерью в первые месяцы жизни.


Дети, воспитываемые в интернатах, не имеющие семьи, склонны испытывать недостаток в новых впечатлениях, поскольку постоянно находятся в одних и тех же условиях. Переживающие сенсорную депривацию дети имеют недоразвитость двигательных навыков, отставание речевого развития и умственное отставание.


Википедия (Камера сенсорной депривации)



Исследования сенсорной депривации дали большую пищу для размышлений и привели к разнообразным, иногда противоречивым и неожиданным выводам. Например, оказалось, что испытуемые способны гораздо дольше выносить ограничение движения на оборудованной кушетке или в танковом респираторе (при том что изоляция ощущений была неполной), нежели гораздо более комфортное для тела погружение в «флотационном баке» Джона Лилли. Стало очевидно, что чем больше сенсорной информации отсечено от мозга и чем дольше это отсечение длится, тем тяжелее реагирует на это сам мозг.


Особое место среди явлений изоляции занимали всевозможные видения и галлюцинации — очевидно, как часть выстраиваемой обделенным информацией сознанием альтернативной реальности. Довольно яркие галлюцинации отмечались даже у тех, кто находился без движения в танковом респираторе. Известны примеры, когда человек, заключенный в эту цилиндрическую камеру, вдруг ощущал, что облетает клинику на вертолете или катается на автомобиле. Причем и вертолет, и автомобиль имели форму танкового респиратора.


Кино заключенного
Галлюциногенные свойства сенсорной депривации были подтверждены и сравнительно недавними исследованиями, которые проводились в безэховой камере лаборатории Стивена Орфилда, расположенной в американском городе Миннеаполисе. Здешняя безэховая камера (обычно такие камеры применяют для тестирования образцов акустического оборудования), значащаяся в Книге рекордов Гиннесса как «тишайшее место на Земле», была использована для опытов, в ходе которых выяснилось, что абсолютная тишина для человека невыносима и дезориентирует мозг. Даже когда мы находимся где-нибудь на природе или в дачной тиши, на наши уши давит «белый шум» (смесь звуков разной высоты и природы), отличный от нулевого порога. В безэховой камере Орфилда, защищенной от звуков мира метровой толщины бетонными стенами и специальной рельефной стекловолоконной обшивкой этих стен, уровень шума составляет 9,4 дБ. После нескольких минут нахождения в такой обстановке человека начинает сводить с ума биение собственного сердца, звуки желудка и легких, а затем появляются галлюцинации, которые могут носить зрительный, слуховой или обонятельный характер. Испытаниям в камере Орфилда подвергались даже астронавты NASA, так как ситуация мертвой тишины (в открытом космосе) вполне может повстречаться и им, и как в таком случае отделить реальность от галлюцинации?


Работа в космосе — лишь один случай, когда явления, сопровождающие сенсорную депривацию, могут встречаться в реальной жизни, а не на экспериментальной площадке. Схожие ощущения испытывали полярники, путешественники-одиночки и… заключенные в одиночных камерах. В последнем случае проблема стоит весьма остро, и правозащитники, отстаивающие гуманизацию пенитенциарной системы, выступают за сокращение или уничтожение практики одиночного заключения, как имеющей разрушительное воздействие на психику приговоренного к сроку. Есть даже устоявшийся термин — «кино заключенного», обозначающий видения, которые возникают порой у обитателей одиночек в условиях полумрака камеры, отсутствия общения и слуховой информации, при ограничении передвижения в пространстве. Это «кино» представляет собой, как правило, некую игру светящихся цветных пятен и вспышек.


https://www.popmech.ru/science/12879-blazhennoe-beschuvstvie-i-ego-temnye-storony-bezdna/#part1


При появлении подобных галлюцинаций со вспышками, чтобы выжить необходимо начать систематизировать проявляющиеся вспышки и образы, а также присваивать им значения.
Тогда сам собой появляется язык.


Можно попытаться написать рассказ, в котором будет описан секретный эксперимент над новорождённым ребенком. Его уже при рождении погружают в такую камеру и он там растёт. А потом ему начинают называть ничего не означающие в мире людей сочетания звуков и ребёнок, перенимая их, должен эти слова присваивать тем образам, которые он будет видеть... Ведь он должен будет видеть какие-то ни на что непохожие образы... Наверное... Или лучше так: пусть это будет не флоат-камера, а какая-то другая реальность с другими цветами, звуками, запахами и существами. Интересно какие значения с годами придаст ребёнок бессмысленным сочетаниям звуков, которые будут ему преподаваться.


Эта история может быть одним из сюжетов в главе, построенной по принципу эриксоновского гипноза.



Другие статьи в литературном дневнике: