***

Ььььь: литературный дневник

Человек и машина. Человек отличается от машины. Старая Европа с её учёным миром, с великими писателями, достойнейшими людьми эпохи. Человек - существо трагичное и мистическое. Явленный мир - трагичное место. Искусство красиво именно тем, что оно неповторимо, оно позволяет человеку сбежать от мира. Кто же упрекнёт литератора в том, что он хочет перепридумать мир заново и убежать туда? Дазайн. Просвет бытия.
Для чего же мы призваны в мир? Что должны мы сделать, прежде чем покинем его? Прежде всего мы должны исходить из той общеизвестной истины, что мир - тайна. Мы ничего не знаем о нём, наука помогает лишь вычислить какой-то внешний, видимый и воспроизводимый контур. Суть же мира всегда остаётся неузнанной. Лишь немногие духовные люди, подвижники умных культов, путём прямого богообщения через молитвы и монашеское правило, получают возможность духовно приблизиться к этой тайне.



Что значит жить правильной жизнью или почему я выбрал такую жизнь? Жить правильной жизнью, значит жить жизнью культурной. У нас есть великолепная староевропейская Традиция и русская культура, как её органичная часть. Что предписывает староевропейская Традиция? Старая Европа была прекрасна. Она подарила нам идею личности, хотя она же направила мир по тупиковому пути, с которого нам теперь ох как нелегко свернуть. Мы пока просто не знаем - куда.
Что значит - подлинно-человеческое?
Сегодня, когда вокруг столько невидимых изобретательных горестей, не только в духовном, но и душевном плане, - это и бездумное потребительство и всеобщий обезличивающий закабаляющий автоматизм/техницизм жизни, и огромные по силе влияния возможности расчеловечивающей развлекательности, - так легко потерять вот эту утончённую, выпестованную мыслью великих мудрецов прошлого, способность видеть и оберегать в себе подлинно-человеческое... Какой же жизнью нужно жить, чтобы охранить в себе человека? Во-первых, это конечно религиозная жизнь (для человека естественно не быть скотом, а тянуться к величайшим духовным прозрениям, а это практически невозможно, если сознательно отбрасывать культурную Традицию) Во-вторых, это должна быть подчёркнуто недемонстративная, неуспешная, "неамериканская" жизнь. Говоря в современном смысле, это - "жизнь неудачника". Подлинное культурное начало зиждется отнюдь не на кинематографе, который вообще говоря, не является сферой искусства в полном смысле слова, потому что оно коммерционализировано, оно массово (как на стадии стадии производства, так и на стадии потребления), оно оказывает зомбирующее воздействие, подменяя умозрение и рефлексию на прямую демонстрацию того, что должно оставаться сферой сознания (иначе говоря объективное она выдаёт за субъективное). Кино и иные развлекательные массовые ловушки (вроде того же интернета) игнорируют и даже хуже - стараются заместить духовный уровень в человеке и кстати небезуспешно. А таким образом уничтожаются сами условия, в которых вызревает личность. Ведь личность - это что-то отдельное, но притом не индивидуальное. Личность вызревает только на почве Традиции. Это не какие-то пошлые либеральные хотелки. Личность держит ответ перед Богом с одной стороны и перед ближним - с другой. Личность - главное завоевание Старого Света. И именно в той сфере, где открытия даются труднее всего - в сфере Духа. Это вам не айфоны клепать. Это преображение человеческой природы, а с ней и основ общества - тяжелейшая из всех возможных задач. Кино же унифицирует людей. Создаёт массы вместо личностей. Создаёт мир господства цифры. Таким образом, Европа предаёт свои же великие идеалы. То, за что мы её любили и за что кланялись ей.
В круге обозначенных проблем находится и сам человек, если какими-то сверхусилиями он впитал в себя староевропейскую Традицию и превратился в личность. Личность не нужна миру, который во весь опор мчится по рельсам автоматизма и унификации. Она слишком проблемна для сильных мира сего. Значит с нею будут бороться. И это-то страшно... Ужасно. Слава богу наши учёные ещё не нашли технической возможности, чтоб опохабить музыку. Музыка-то - как чувственно-воспринимаемая математика, пока ещё воспринимается на личном уровне. И музыка - это во много спасение для личного начала.
Так какой же жизнью нужно жить, чтобы сберечь в себе человека? Нужно отдать себя книгам, выключить себя из человеческого сообщества, насколько это возможно, погрузиться в мир умозрения и фантазий, оставаясь верным Слову, Духу, Традиции.
Презреть деньги (поскольку нельзя служить двум богам сразу), семью (поскольку она уже разложилась), уважение общества (поскольку современная масса враждебна всему подлинному и самобытному). Говоря проще - это принесение себя в жертву! Во имя Духа. Во имя подлинной свободы - свободы творчества. За право называть себя Человеком!
И вот здесь заключена главное условие, делающее тебя личностью. Личность готова умереть за свои убеждения. Мало того, это и есть - смысл её жизни.


С этого рассуждения нужно начать мою историю о бомже.



Другие статьи в литературном дневнике: