сегодня было столько мыслей - думала: вот, сейчас запишу, сяду...Но корпела над "Любимыми глазами", всё что-то исправляла...И так и не написала ничего.
Думала про "графоманию". На Прозе, в среде писателей (судя по цитатам) графоманство - это прям порок какой-то!.. но если бы человек не любил "графоманить" - что бы он вообще написал?.. Все великие поэты и писатели - вели дневники, любили писать письма...Они были с юности - графоманами. Тот же Лев Толстой. У него два толстых тома - одни только письма!.. то же самое - Антон Чехов - целый том толстенный - Письма!..
Они любили записывать свои мысли, то что их волнует...Те же записные книжки. И "графоманство" отнюдь не присуще сплошь всем и каждому. Людей, которые ведут дневники - вообще 1%! Проводилось такое исследование.
Мне, конечно, некогда развивать здесь эту мысль. Как-нибудь найду статью - и приведу цитаты.
А пока...- нечего катить бочку на графоманов. Почему художник никогда не скажет художнику - "если можешь - не рисуй!" Никто и никогда. Даже дико бы прозвучало. Как можно не рисовать, не писать картины - если творческий порыв? если хочется?..
Но почему-то среди пишущих людей есть такая поговорка - "если можешь - не пиши!"
то есть - подразумевается, подтекстом - мол, ты-то бездарь, а вот я - буду писать! мне можно!.. а ты - лучше не пиши, займись другим делом!..
Почему так?.. нашли словечко "графоман"... А как бы это звучало в среде художников (если бы такое явление было)? "краскоман"?.. тоже - "графоман"?!)) художники ведь тоже говорят о себе - "написал картину", "пишу"...
Я думаю - это от того, что художники рисуют молча - они выражают себя картинами и в них никого не оскорбляют - тем более, своих "собратьев по кисти". Но писатели и поэты - пользуются тем, что они пишут свои опусы, владеют пером - и используют его как орудие для нападок на других "собратьев".
К чему это я?.. просто размышления. Читала на Прозе - цитаты про графоманию и прочее...Ну вот и пришли разные мысли.
******
***"Ей попробовали рассказать, что говорил доктор, но оказалось, что, хотя доктор и говорил очень складно и долго, никак нельзя было передать того, что он сказал (Л. Толстой).***
Это фраза Льва Толстого, классика. Нам всё говорят - что надо учиться у классиков. Хорошо. Учимся, читаем, впитываем.
А когда начинаем писать свои опусы - под влиянием того же, "впитанного" - вдруг начинают на нас шипеть - мол, избегайте "сорняков"!
А что есть "сорняки"? да всё - что у классиков - полным полно!.. и мы то самое - и впитали. И длинные предложения и всякие "ей, ее, его, он, она, им, их, нас" - ну и "были, был, была", вкупе с "которыми, которое, которая" и т.д.
Всё это объявлено "сорняками", которые надо выпалывать из своих опусов, "чистить" нещадно!.. (Еще забыла - "кто-то", "что-то"- ну и много чего!)
Есть такие критики (или "мастера"? кем они себя считают?) - которые разбирают произведения по 10-ти бальной шкале. И вот там-то - "сорняки" держитесь! тут же снизят баллы. "А! "был" у вас в тексте!.. да еще и "были"?.. фу, какая гадость!.. как можно! чистите текст!.."
И бежит автор - чистит.
Может, и лучше текст становится. Ровнее, глаже. Лаконичнее. Авторский стиль вообще меняется. Сидишь и ломаешь себе голову - а как и чем заменить "были"? и еще надо убрать эти каверзные "какие-то" или "что-то"...безграмотность какая-то!..просто дремучий лес!..
Потом открываешь классика - например, Достоевского "Преступление и наказание" - а там этих "каких-то" и "что-то" - просто пруд пруди!.. и писал себе (или диктовал) Федор Михайлович - совершенно спокойно, не заботясь, что у него в романе столько "сорняков"!..
И вот сейчас - мне попалась эта фраза Льва Толстого. Откуда - не знаю. Читала грамматику. И там такой вот примерчик...
И что с этим делать?..
У кого учиться и кого слушать? или писать - "как Бог на душу положит"?..
******
вот еще пара фраз - по той же теме:
***"Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться"(Л. Толстой).
***"Мы подбирали грибы и говорили, и когда она спрашивала о чём-нибудь, то заходила вперёд, чтобы видеть моё лицо "(Чехов).
Самое интересное - что сам Чехов говорил о "сорняках". Особенно, ненавидел слово из серии "который". Но это - всё-таки - русский язык! для чего тогда все эти слова нужны?.. лучше бы "ненормированную лексику" убрали из художественной литературы, а не гонялись бы за "сорняками".
******
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.