***
Ну вот...(мое любимое слово!) - докопалась и нашла про нашего "брата-графомана" - цельная классификация, по пунктам разложили: кто есть "какой" графоман и к которой категории принадлежит. Очень-очень познавательно!))
http://www.proza.ru/2012/10/23/286 (Беспощадный Критик)
Потрудился же кто-то!.. разложил всех по полочкам. Мне, честно говоря, так и хочется "во первых строках" своего резюме написать: Графоманка "чистой воды"!..
А чего тут стесняться или скрывать? те, которые НЕ-графоманы - они даже в социальной сети отделываются одной строкой. Полу-словом. Лучше смайликом. Все остальные - просто ненавидят держать в руке ручку, перо или "стучать по клавишам". Потому - приветствую и люблю всех "братьев-графоманов" - в какую бы категорию (по пунктам) их бы ни запихнули. Потому что - свое и родное. Любит "чирикать" (пером) и выражать свои мысли (даже если без единой запятой и любого знака препинания)- значит, "наш человек"!..))(Как в джунглях – «мы одной крови!»)
В общем, мне статья понравилась. Искать там себя не стала - потому что (кроме пп.1,2,3 - по возрасту не подхожу)- все более-менее созвучны моей душе. А то!))
Графомания - это безудержная страсть. Безрассудная.
Мне очень хотелось во времена детства-юности написать что-нибудь. Но поняла - что нет опыта и самого главного - фантазии. Нечто "фантазийное" - попробовала один раз написать. До сих пор читаю и удивляюсь - и чего не продолжила? чего затормозила? была неуверенность в себе?! Глубочайшая!.. считала, что воображение на мне просто "отдыхает" - вернее, обходит десятой дорогой. Я даже нарисовать не могла - просто "по воображению". Получалось что-то нелепое. Еще - увлечение астрономией и фантастикой - подстегивало написать фант.повесть. Но школа, "художка", репетитор по физике и математике - была слишком загружена (да еще мама устроилась на полставки уборщицей и приходилось ходить драить полы и прочее). Так что - руки не дошли до фантастики!.. До сих пор жалею. Может, еще и ленивая была? постоянно слышала в свой адрес - "лодырь, лодырь!" (Некогда было и вздохнуть - но все равно была "лентяйкой"!)
Так вот - жалею, что ничего не писала в юности (кроме дневников, конечно)?.. сейчас так интересно было бы перечитывать!.. К тому же, и ум и чувства тогда были - юные, свежие, летящие!... будущее виделось таким золотым и счастливым! (для всей планеты, разумеется!) Авось сейчас почерпнула бы у себя "той" - какие-нибудь идеи и мысли необыкновенные?!..
Потом - много позже - через 20 лет - села и начала писать фантастику "для юношества". Фантастическую повесть - как мечтала когда-то, но "руки не дошли" (или было некогда)!.. Моя старшая читала тогда - ей понравилось. Правда, автор остановился на полпути. Не закончила. До сих пор сей опус лежит, пылится и взывает - "ауу!..я здесь...когда уже закончишь?!.."
И ведь хорошо шло тогда...даже слишком хорошо!.. Это меня и испугало. ТАКОЕ вдруг понеслось - такие образы, такие откровения, такие тайны и глубины Космоса стали раскрываться "перед мысленным взором" - что просто жутко стало: не могу я такое печатать и даже озвучивать - "народ еще не готов к ТАКОЙ информации!" (как будто бы "это" сразу пошло в издательство! наи-ии-ивная!)
В общем, остановилась. А потом другие опусы пошли, новеллы, роман села "стряпать"... Сейчас подумываю вернуться к повести - но примет ли?.. тогда и я была ...другая. И "открывали" мне что-то (уже всё и забылось! смутно так припоминаю) - а получу ли доверие сейчас?..
Кстати, очень мешает вдохновению - (я о фантастике) - когда читаешь других авторов ("бумажных"). Сразу опускаются руки - вон они как!.. круто!..я так не смогу, у меня и фантазии столько нет... И опять откладываешь в сторону свой "опус".
Какой-то писатель в интервью (кажется, Олег Рой) сказал - что он вообще не читает других авторов. А зачем? мол, это вдохновению не способствует!..
Умный мужик. Но это - в области фантастики. Хотя он, может, и вообще о прозе говорил?
И если говорить о Фантастике - то надо доверять тому, что "слышишь" и что "открывается". Просто записывать и не анализировать. А потом уже разбираться - что "надо" и что нет...
Мне даже кажется, что фантасты так и пишут - сначала у них, конечно, и план, и замысел, и сюжет - как у порядочных писателей...Но потом - они просто пишут "под диктовку". (Или "считывают" с информационного поля).
А мы удивляемся - какие идеи!.. какое прозрение!.. великий! гений!.. сколько воображения!..
Может, всё куда проще?!..
Еще раз пробежалась глазами по "списку" графоманов - и мне даже стало смешно. Вся "классификация" - явно возрастная. Ну и потом внутри периодов - свои подкатегории. И все "несчастные" или "бессовестные". Ну, а что делать с классиками-графоманами?..
еще раз - ссылка на эту статью - http://www.proza.ru/2012/10/23/286 - если кому станет интересно. Хотя...мне уже и неинтересно. Этот список - надо дополнять и совершенствовать. Всех "под одну гребенку"?.. сколько людей - столько и отпечатков пальцев!.. нет ни одного похожего!.. а уж если графоманить...так тут та же история - всё индивидуально и неповторимо.
Я подозреваю, что величайшим графоманом - был Белинский (Виссарион Григорьевич)! Как начнешь читать его статью - так заблудиться можно: забудешь о чем речь была в самом начале!.. но КАК пишет!.. класс! любо-дорого!.. словно воду живую пьешь.
Я его "просто обожаю!" Со школы, наверное. Вообще, критику тогда любила - засядешь в читалке и строчишь из сборника статей, переписываешь "перлы" - для собственного сочинения на заданную тему. (Ну, и мысли чужие - заодно!)
Вообще, в советское время - нас учили думать на литературе, учили выражать свои мысли (если они есть), размышлять, анализировать... Мы старались. С первого класса - что-то там "выражали"! (Это был незабываемый опыт - в 1-м классе накатала сочинение на 10 листов - о Ленине. Всего-то пересказала то, что услышала на уроке. Похвалили, показывали мой "опус" всему классу. Родители были счастливы! Вот он - мой первый "литературный опыт"!))
Так вот - о школьных сочинениях. Когда учились мои дети - я была в шоке: самое большее, что от них требовали, это написать...изложение!.. И его можно было легко переписать из любого соответствующего сборника. Они не писали сочинения вообще! потому что и не читали ничего - и не хотели. И учителя это знали, очевидно. Потом младшая дочь училась в гимназии - но и там никаких сочинений. То же самое - и на экзаменах. Только "изложение". То есть обычный пересказ.
Вот это удивительно. Какие уж тут вырастут "графоманы"?..
НО!..судя по классификации - которую я сегодня прочла (от 2012 года) - вроде еще есть "наш брат" среди молодежи. Графоманят!..
******
Да, хочу добавить - чего я так "расстраивалась" - в моей помощи не нуждались: не буду же я писать изложение за них!.. Негде было развернуться!.. Правда, один раз старшая попросила помочь написать реферат по "12" Блока. Ну, уж тут я - да, постаралась!.. Дочь получила "отлично" и недоуменный взгляд учительницы (она и не подозревала в своей ученице таких "глубоких мыслей"!)
Что касается сегодняшних "реалий" - то моим бывшим "школьницам" - вообще "до лампочки", что там мама "строчит"!..
Младшую раздражал стук пишущей машинки (когда я была вдохновленная романом-трилогией) - она закрывала дверь в мою комнату и одевала наушники: "когда ты успокоишься? у меня голова уже болит!" Ей было "наплевать" - что и зачем я там "пишу"!.. ну, как и сейчас. Вот, если бы были гонорары.. ну а так - пустое занятие! Старшая бы предпочла, чтобы мама пошла работать в магазин продавцом или еще куда...а что такое "творчество"? кого оно кормит? и кому помогает?..
Пока они росли (детки) - не особо-то и "творила". Когда, спрашивается?..Что 90-е (хотя тогда появилась пиш.машинка и "ринулась в бой"!)- что после "конца света" 2000-х...Надо было работать, надо было "зарабатывать", ставить детей "на ноги". "Большие детки - большие проблемы". И проблем хватало. Как-то посветлело - когда стала работать "по специальности" - художником-оформителем в Киноцентре. Как будто бы "карьера" пошла в гору. Идеи били фонтаном. Но - творчество заглохло во всех сферах. Ни одной картины, ни порыва вдохновения... Только когда рискнула уволиться - всё ожило: и живопись, и литература. Ну, и конечно - "надежда умирает последней" - захотелось творить "с доходом".
Это же всегда так - мечтаешь, надеешься!.. Села за второй вариант романа, чтобы было "поэротичнее", поинтереснее, - соответствовало "запросу читателя" и издательства. Экспериментировала. Откуда что взялось!.. не писательница - а эротоманка какая-то!.. сцена была на 40 страниц.(40?!..что-то я загнула! может 15-20?..и О ЧЕМ там можно написать, спрашивается?) Можно себе такое представить?!.. А вот же - было!.. Даже не знаю - как бы я смогла дать на прочтение "такое" какому-нибудь редактору?! Может, потому и не показала. И никуда мой опус не попал. Синопсисы по электронке никого не заинтересовали.(Я там про эротику не упомянула, постеснялась). И позже - села за новую редакцию романа и почистила так, что мало не покажется. Никакого "секса"!.. вот вам!.. Был и еще один нюанс - а вдруг мои дети захотят почитать? Так вот же...Хотя дети и взрослые, но всё равно. Неудобно было бы...
Так мой эксперимент и провалился. Но зато испытала себя - могу же!.. точно могу! и мы - не лыком шиты!))
******
Сегодня мой Литдневник - кайфует!.. столько всего понаписала!..доволен поди...
Главное, чтобы ошибок не было. Странность в том - что я делаю кучу ошибок и опечаток в этом редакторе. Как так получается? потом перечитываю и удивляюсь! приходится всё исправлять!..
******
Ну вот и вечер!.. говорят - "еще не вечер"?..так вот - уже вечер. И я весь день - на Прозе.
Читала критику. Обожаю литературную критику со школьной поры. Может, потому что она выстраивает мысли в логическом порядке, дотошно всё анализирует и докапывается до всех психологических нюансов?..
Ну это неважно.
Прочла у одного автора - статью (или размышление вслух). И тема такая актуальная. Для кого как - а для меня просто "горячо"!.. во всяком случае, скребло по душе - довольно сильно.
Вот ссылка - Мнемозина "Не любопытства ради" http://www.proza.ru/2013/01/29/106
Прочла у нее на странице, а потом увидела в Дискуссионном клубе. Так хотелось встрять в разговор - сказать о своем, "наболевшем"...но чего зарываться? там "мэтры" дискутируют - и я со своим вяканьем влезу?..
Ну вот, решила "отвести душу" в своем дневнике. Хоть тут скажу. "В никуда".
Суть этой статьи - можно или "низзя" использовать сведения о человеке (нам близком или не очень), списывать с него образ, брать его историю жизни - для своих произведений?..
Судя по рецензиям - авторы считают, что МОЖНО. Некоторые - что "если осторожно". Но в принципе, все говорят "да, можно!" - и приводят в пример Чехова. Дескать, он не особо и заморачивался - взял и написал про двух любовников открытым текстом, и все их узнали, и был скандал и герои обиделись...чуть до дуэли не дошло. Но "проглотили" - а шедевр остался!.. Мол, а потому - и нам можно!..
Смотря - КАК и ГДЕ. Один только разумный человек сказал - что существует "писательская этика". Но всё это разумное потонуло в хоре восторженных голосов - МОЖНО, МОЖНО!..
Мне не приходилось - использовать сведения о человеке так, чтобы он себя "узнал". Роман, который я еще не перевела в электронный вид - говорит, конечно, о реальной личности. Но я знаю на сто процентов - что он был бы счастлив, если бы знал, что я написала о нем. Тем более, что там нет ничего оскорбительного. (Для него лично!)
Но как быть - если человек тебе говорит прямым текстом - "НЕ ПИШИ ОБО МНЕ!"?!
А автор берет - исподтишка - и "подкладывает свинью"?.. да не просто - "завуалированно", без имен и адресов - а прямым (почти) текстом. Что значит перестановка имен? мать назвать именем дочери, а дочь - именем матери?.. да еще где-то там в конце своего "опуса" - написать место создания сего "шедевра"!..
Это как? "косвенно"?..
Потому все эти разглагольствования - насчет "можно или нельзя" - для меня кажутся смешными. Конечно же - НЕЛЬЗЯ!.. Должен быть у писателей - хоть какой-то "Кодекс чести"!.. а не так - "мне хочется, значит МОЖНО ВСЁ! - и я буду перешагивать через всех! потому что таков мой "великий замысел"!"
Такой писательский настрой - не этичен. То же самое - что Раскольников разрешил себе убить старуху ("мерзкую" в его понимании). Он много рассуждал - и его мысли привели его к такому выводу - ВСЁ МОЖНО ради благой цели!..
Так же рассуждают и авторы - "если очень хочется - то почему бы и нет?!"
А между тем - даже в Правилах сервера - есть такая строка:
***4.6. Запрещается публиковать персональные данные и информацию частного характера о других лицах, если они не публиковали ее и не давали когда-либо согласия на ее распространение.***
Это ни о чем не говорит?!.. да, конечно, можно найти щелку в любом законе, в любом предписании, придраться к словам. Только закон (и Правила) тоже суров. Если вдруг дело дойдет до суда (вдруг кто сильно-сильно обидится?!) - то и пункт найдут и нужную статью... Если не было согласия - конкретного, категоричного - то лучше и не рисковать и не совать руку в змеиное гнездо.
Мнемозина в своей своей статье написала - что тот, историю которого она "украла", - к счастью, не читает. Это, конечно, радует.
И все таки - тема эта болезненная. Не для авторов. Для тех, с кого они "подглядели" своих "героев". И, конечно же, есть тысячи способов - чтобы человек себя не узнал (и другие не узнали), использовать все имеющиеся художественные средства. И ведь у писателя - всё это есть. Не обязательно "резать правду-матку" - словно стоишь на базаре и "трещишь языком", перемывая всем кости. Можно написать деликатно и мягко.
Если, конечно, автор этого хочет. И если у него нет другой цели - уязвить человека побольнее. Вот, мол, как ты меня бесишь и раздражаешь!..я всё скажу, всё что думаю о тебе!..
Вот тогда - это уже неэтично и грубо. Оскорбляет честь и достоинство. И это уже статья.
...Ну вот, я и "завелась". Говорится же - "не судите - да не судимы будете".
Вроде все стали сейчас такими религиозными, иконы даже в квартирах держат...но вот почему-то этих слов не помнят. Конечно, можно написать рассказ - из жизни, описать случай, который ты лично знаешь и был свидетелем. Но к чему давать оценки? или повторять сплетни? или цитировать биографию того человека - чуть ли не с самого рождения?.. это уже не "взгляд мимоходом" - а ВТОРЖЕНИЕ В ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ. Информация "частного характера". И тем более - что не было "какого либо согласия на публикацию". Даже в Гражданском Кодексе всё это прописано.
Если бы я написала рецензию - в той дискуссии, то сказала бы: дорогие авторы! читайте внимательно Гражданский кодекс - и все ваши вопросы отпадут сами собой!..
*******
Другие статьи в литературном дневнике: