Алексей Толстой, судьба матери, значение фамилии

Наталия Черн: литературный дневник

Вчера случайно (как всегда, "случайно"!) наткнулась на одно видео. Как написать рецензию на литературное произведение. Зоркая М.В (мастер-класс).
Профессор Литературного института им.А.М.Горького.
Видео где-то на полтора часа (100 мин.)
http://www.youtube.com/watch?v=RlIGMSF77qs


Прослушала с большим интересом. Мария Владимировна - с юмором. Так что скучно не было. Но суть вопроса - как и что - была только с середины видео.
Ничего нового не услышала - хотя думала, что мало ли? вдруг какие-то новые знания обрушатся?
М.В. сокрушалась, что в интернете полный бардак и она была в ужасе от их советов по поводу написания рецензий. Потому и решила провести мастер-класс (кажется, там были не студенты, а старшеклассники).


Единственно новым для меня было обобщение в виде такой формулы:
- ЧТО?
- КАК?
- ЗАЧЕМ?
Это как бы общая формула всех пунктов (14?).
Практическим упражнением было написание рецензии по короткому мультику, который Зоркая(Жданова) нашла в интернете (он ей очень понравился). Наградой рецензентам были блокноты Литинститута (с логотипом?).
Есть у Литинститута свой канал на Ютубе - там лекции по разным темам. Так что интересно.http://www.youtube.com/channel/UCNWemenBlombKx9MvvSyVWw


А сначала смотрела видео с лекцией Алексея Варламова - Стратегия писателя.
http://www.youtube.com/watch?v=0RmBwukovD8


Тоже где-то на полтора часа. Но интересно. Снова про Алексея Толстого - как ему удалось в те ужасные 20-30-е годы не погибнуть, вернувшись в новую Россию, а стать знаменитым и благополучным. Это, конечно, удивительный факт. Потому что другим - тем, кто рискнул вернуться - повезло меньше: все были расстреляны (как предатели родины?)
Факт удивительный. Но А.Варламов считает, что Алексей Толстой был просто циничным приспособленцем (образно говоря). Знал - ЧТО нужно писать, чтобы быть угодным власти. Но ведь его тоже могли сразу расстрелять, едва он ступил ногой на советскую землю. Без суда и следствия. Тем более, граф.
Но может, его спасло не его "приспособленчество" (еле выговорила) - а его ФАМИЛИЯ? Пусть и не прямой потомок Льва Николаевича (тоже графа) - но родственник (по какой-то "средней линии"). Как поднять руку на достояние республики?


Как писал Варламов в книге серии ЖЗЛ "Алексей Толстой. Красный шут" - не будь у Алексея Николаевича этой фамилии (Толстой) - стал бы он так знаменит? Будь он Бостром - по отчиму - куда бы привели его литературные пути-дороги? И если бы не тусовался в Париже с известными поэтами и писателями, а сочинял где-то в деревне, в поместье отчима - что бы с ним было? И где бы он был? Остался в безвестности?


Наглядна в этом плане - и судьба его матери, тоже писательницы. Александры Толстой-Бостром. Она брала псевдоним Бостром (по фамилии горячо любимого второго мужа). Да, она была писательницей. Но известна (или неизвестна) - как детская писательница. Ее рассказы и очерки, ее роман "Неугомонное сердце" (о драме первого замужества) канули в литературную Лету.
Но почему мы о ней ничего не знаем?.. Почему Жорж Санд известна или Сидони Габриель Коллет, или какие-то русские писательницы (гм, а они были? где имена?) того времени (кроме поэтесс) - известны, а о матери Алексея Толстого очень смутные воспоминания биографов. Так, между прочим. Типа баловалась литературкой, но ничего особенного.
Если Алексей Толстой собирался издать собрание сочинений матери - значит, не просто "хобби", а было много книг? У нее было издано 6 книг. И она была очень популярна, даже за границей - как детская писательница (хотя она говорила, что эта тема не ее, и она мечтает о большем).


Но о ФАМИЛИИ. Алексей Толстой - может, не зря решил остаться именно "Толстым", а не "Бостром"? Что бы ему дала совершенно безвестная фамилия? а вот фамилия "Толстой" уже привлекала внимание. А вдруг прямой потомок Льва Николаевича? Никто же не станет сразу копаться в родословной. А фамилия звучная, притягательная.
Его мать была в девичестве Тургеневой. Тоже не прямой потомок - дальняя родня. Но оставь она свою девичью фамилию при разводе с Н.Толстым - может, ее писательская судьба была бы другой?..
И была бы она Александрой Тургеневой, а не Александрой Бостром.


ВИКИПЕДИЯ:
===="Автор 10 книг прозы для взрослых, детей и юношества, романа «Неугомонное сердце». Печаталась в «Самарской газете», «Саратовском листке», журнале «Русское богатство» и других изданиях. В Самаре познакомилась с М. Горьким, Е. Чириковым".
...Известный критик и литературовед А. М. Скабичевский писал: «Нельзя сказать, чтобы г-жа Бостром обладала особенно сильным творческим талантом… Это писатель-фотограф в полном смысле слова, но надо отдать ей справедливость,— списывает она до мельчайших деталей верно, вы видите в её произведениях бездну наблюдательности, анализа, а главное — ума…»=======


Хотя ее роман "Неугомонное сердце" был напечатан под фамилией Толстая. Она тогда была еще замужем за Н.А.Толстым. И муж - граф Николай Александрович - всеми силами пытался ее удержать. Хотя и скептическим относился к ее увлечению писательством - но тут напечатал ее роман. Эх, была-ни была!
Он ее сильно любил. Хотя и был гулякой и тираном. А она любила другого и ушла к нему. Всё равно ушла.
А роман - раздраконили критики. Больше она романов не писала. А, может, зря?
Ведь ее история - это вторая Анна Каренина! Правда, с хэппи эндом - она ушла к любимому человеку. И у них была взаимная счастливая любовь. Чем не тема для романа?.. Ну, не очень богаты - так что?..
Хотя - сын был именно от Николая Толстого. Двух других сыновей и дочь - она оставила у мужа. Алексея он признал своим (хотя она ушла на 2-м месяце беременности к Бострому). Но вот - какая страсть и какая любовь - если оставила своих детей и даже не жалела об этом?! Это похлеще Анны Карениной. Та страдала в разлуке с сыном, переживала, мучалась. Ну а здесь - ушла и ушла! Потому и дети (кроме Алексея) потом относились к ней враждебно, став взрослыми. И когда она умирала от менингита в больнице - даже не пришли проститься.
Но она, видимо, не видела за собой никакой вины. У нее был любимый человек. И она сделала решительный шаг.
Вот такой история отчаянной влюбленной женщины - матери Алексея Толстого.


Но я опять уклонилась в сторону - о фамилии. Роман был напечатан под фамилией Толстая. Но критики не пощадили. Не увидели ни содержания, ни таланта. Почему? Может, потому что она была ЖЕНЩИНОЙ? Пусть и Толстая, и Тургенева - а чего дамочка лезет в романистки?
Может, это была намеренная травля? И... гм, чего вдруг такая мысль? - проплачено самим мужем, чтобы жена и думать забыла про "писательство"?!
Всё может быть. Романы она точно больше не писала. Дали по рукам. Не лезь туда, где не твое место!
Жорж Санд (Амандина Аврора Люсиль Дюпен) - не случайно писала и публиковалась под мужским псевдонимом. Не принято было, чтобы женщина сочиняла романы. Не женское это дело. Не стали бы печатать.
***Чтобы зарабатывать, Аврора решила писать. В Париж она привезла роман («Эме»), который намеревалась показать де Кератри — члену палаты депутатов и писателю. Он, однако, отсоветовал ей заниматься литературой. ***(Википедия)


Вот, женщин в литературу не принимали!.. Но Аврора была настойчивой и упрямой.


***Вначале Аврора писала вместе с Сандо: романы «Комиссионер» (1830), «Роз и Бланш» (1831), имевший у читателей большой успех, вышли за его подписью, так как мачеха Казимира Дюдевана не желала видеть свою фамилию на обложках книг.
...Уже самостоятельно Аврора начала новую работу, роман «Индиана», темой которого стало противопоставление женщины, ищущей идеальной любви, чувственному и тщеславному мужчине. Сандо одобрил роман, но отказался подписаться под чужим текстом. Аврора выбрала мужской псевдоним: это стало для неё символом избавления от рабского положения, на которое обрекало женщину современное общество. Сохранив фамилию Санд, она добавила имя Жорж.*** (Википедия)


Быть может, если бы Александра Тургенева-Толстая-Бостром - взяла другой псевдоним, мужской например - путь в литературу для нее был бы открыт?
На ее роман посмотрели бы более благосклонно - сразу нашли бы и смысл и высокую идею, даже если бы их там не было?
Но раз женщина, какая-то графинечка - чего с ней церемониться? делать нечего этим дамочкам! сидят и графоманят!


К сожалению, не нашла в интернете самого романа - есть рассказы и очерки, но где сам роман?


======ИЗ КНИГИ А.ВАРЛАМОВА - "АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ. КРАСНЫЙ ШУТ"======


"После этого граф Толстой оставил все попытки вернуть жену, и ее имя было окружено в семье ненавистью и презрением. Вторая жена Алексея Николаевича Толстого художница Софья Дымшиц, у которой в ходе ее романа с Толстым также возникли большие проблемы с разводом и стремлением вступить во второй брак, позднее писала в своих воспоминаниях:
«Ненависть старших братьев к матери, привитая им отцом (который впрочем после ухода Александры Леонтьевны очень скоро нашел себе другую жену), была настолько велика, что сын Мстислав, находившийся случайно в больнице, в которой умирала Александра Леонтьевна, отказался выполнить ее предсмертную просьбу — прийти к ней проститься.
Граф Н.А. Толстой добился было и того, что родители Александры Леонтьевны отреклись от нее и в течение нескольких лет отказывались ее принимать».
Вообще, несмотря на тон тогдашних газет, людей, осуждавших графиню и сочувствующих графу, в городе было немало. Татьяна Степановна Калашникова, которая еще девочкой попала в дом Толстого и служила горничной у его второй жены, вспоминала:
«Граф не был жестоким. Никогда никого в доме не обижал… После ухода жены Николай Александрович продал 1000 десятин земли, не стал жить в том доме, где жил с ней, потому что все напоминало ее… Выстроил новый дом, развел сад. Всю жизнь он любил Александру Леонтьевну, а Веру Львовну только уважал…»
(Вера Львовна — вторая жена графа Николая Александровича Толстого, заменившая его детям мать)".
http://aria-art.ru/0/V/Varlamov../1.html


==="Александра Леонтьевна хотела избежать обращения к бывшему мужу и пойти по иному пути: сделать так, чтобы мальчика усыновил отчим. Если бы Николай Александрович Толстой принялся возражать, то автоматически признал бы Алешу своим сыном. Если б согласился, Толстой стал Бостромом, и автором романа «Петр Первый» был бы не Алексей Николаевич Толстой, а Алексей Алексеевич Бостром. А еще неизвестно, стал бы человек с такой фамилией таким писателем.
Нашу литературу спасло то, что Бостром не был дворянином. По своему происхождению и совокупности своих заслуг Алексей Аполлонович имел право на дворянское звание, но когда в 1892 году он стал хлопотать о «записании его в надлежащую часть Самарской дворянской родословной книги», его прошение было отклонено сенатом как неправильно оформленное. Безалаберность и непрактичность Бострома сыграла с ним дурную шутку".====http://aria-art.ru/0/V/Varlamov../2.html


=======ПЛАГИАТ-НЕ ПЛАГИАТ - НО ЧТО?=======


Случайно натолкнулась (через яндекс) - на сюжет на Прозе ру. Красный граф. Светланы Бестужевой-Лады.
Фамилия звучная и где-то уже слышанная (у нее отец Бестужев-Лада, историк).
Итак, я начала читать. Или листать.
http://www.proza.ru/2011/07/25/672
А ведь параллельно - продолжаю листать и Варламова - "Алексей Толстой". Потому некоторые фразы еще свежи в памяти.
Ну и парадоксус такой - почему-то некоторые фразы, чуть ли не целые абзацы перекликаются. Это как? кто у кого плагиатил? Книга Варламова опубликовала в 2005-м, у Светланы (тоже не просто автор, а имеет кучу статусов и кучу книг) - в 2011-м на Прозе.
Странно, однако.


====СРАВНЕНИЕ====


"Графиня Толстая познакомилась в Самаре с молодым помещиком Алексеем Аполлоновичем Бостромом, который высоко оценил ум и сердце Александры Леонтьевны. Она ответила ему взаимностью: Бостром, в отличие от графа Толстого, любил стихи. Для русской женщины, тем более, женщину пишущей, этого оказалось более чем достаточно".
http://www.proza.ru/2011/07/25/672
По контрасту с графом Толстым он показался ей светом в окне. Бостром оценил ум и сердце двадцатисемилетней женщины, и ему она отдала свою нерастраченную любовь. Как вспоминала позднее прислуга Толстых, «в доме говорили, что муж не любит стихи, а Бостром любил их». Для русской женщины, а тем более пишущей романы, этого оказалось достаточно.
http://aria-art.ru/0/V/Varlamov../1.html


===«Ненависть старших братьев к матери, привитая им отцом (который впрочем после ухода Александры Леонтьевны очень скоро нашел себе другую жену), была настолько велика, что сын Мстислав, находившийся случайно в больнице, в которой умирала Александра Леонтьевна, отказался выполнить ее предсмертную просьбу — прийти к ней проститься.
Варламов http://aria-art.ru/0/V/Varlamov../1.html
"Ненависть старших братьев к матери, привитая им отцом, была настолько велика, что сын Мстислав, находившийся случайно в больнице, в которой умирала Александра Леонтьевна, отказался выполнить ее предсмертную просьбу – прийти к ней проститься".
Красный граф.Бестужева-лада http://www.proza.ru/2011/07/25/672
===================
В свои 14-15 лет Алексей Николаевич Толстой был почти бесправен. Полу-Толстой, полу-Бостром. Сын графа, но не дворянин. Не крестьянин, не купец, не мещанин. Человек вне сословия. Некто. Никто.
Светлана Бестужева-лада http://www.proza.ru/2011/07/25/672
"По справедливому замечанию Ю. Оклянского, в свои 14–15 лет Алексей Николаевич Толстой был почти бесправен: «Полу-Толстой, полу-Бостром. Сын графа, но не дворянин. Не крестьянин, не купец, не мещанин. Человек вне сословия. Некто. Никто».
А.Варламов
http://aria-art.ru/0/V/Varlamov../2.html


Только у А.Варламова есть ссылка на источник - кто и что сказал, у С.Бестужевой-Лада - этой ссылки нет. Всё идет прямым авторским текстом.


==============
Что получается? Кто-то просто переставлял фразы. Или был еще другой источник - нам неведомый?
В 1978 году - в той же серии ЖЗЛ - "Алексей Толстой". В.Петелин.
Может, некоторые фразы - оттуда?


И вообще - хочется сказать - КАКИЕ ЛЮДИ НА ПРОЗЕ!..
Нас знаменитости как-то не балуют - ну что делать им на Прозе ру, когда у них толстые журналы, куча книг опубликованных, напечатанных, регалии там всякие, премии. Ну ЧТО ИМ ТУТ ДЕЛАТЬ - среди "простых смертных"?
Но вот Светлана Бестужева-Лада - снизошла к простому народу (пишущему и графоманскому). Даже рецензии пишет и отвечает. Так что - море удивления. И такая вот ДЕМОКРАТИЯ во плоти.
Так чего уж придираться?
Так я и не придираюсь. ПРОСТО СЛУЧАЙНО наткнулась на такое сходство некоторых фраз. Да и то - никого не обвиняю и не уличаю. ПРОСТО. Было еще одно издание на ЖЗЛ. Вот когда прочитаю - тогда и сделаю выводы.))
А пока - никаких выводов. Вообще.
========
Нашла книгу 1978 г. Но только в пдф. Пришлось скачать и читаю.
Там, конечно, немного по-другому. Другое построение книги, да и написано иначе. Общих фраз пока не обнаружила.
Читать увлекательно. Это не документальный очерк - а художественный роман. Есть там и про инцидент Николая Толстого с Бостромом. Есть письма Толстого к жене.
В общем, интересно. Но читаю только начало.
Всё-таки это советское издание. Поэтому Алексей Толстой будет выставлен, как пролетарский писатель, который чуть ли не с пеленок стал марксистом и идейным.
Но посмотрю, как там дальше.
===============
Продолжает вызывать недоумение - что ТАКОЙ автор, как Бестужева-Лада - обитает на Прозе ру. Ну да, лет 10 назад - сайт был таким привлекательным и вполне другим по качеству - о чем говорят старожилы. Сюда могли прилететь на огонек и корифеи литературы - почему бы и нет?
Но сейчас - когда авторов клянут за графоманство и дилетантство... Такой автор - как бог, сошедший с Олимпа на грешную землю (ну, или богиня).
В общем, странно и удивительно.
У писательницы - столько книг и регалий - а она на Прозе? Вот что удивляет.
Был даже Задорнов (и наверное, еще есть его страница) - но он ни с кем не общался, и никому не отвечал.



Другие статьи в литературном дневнике: