Гл 4
Училище живописи, ваяния и зодчества
К тому времени, когда Нестерова приняли в Училище, а это август 1877, оно, как учебное заведение с образовательной программой, существовало всего 34 года. Возникает вопрос, почему так мало, учитывая, что в Италии уже в 14 веке был Джотто ( 1266 - 1337) , Кватроченто - 15 век – такая вершина, которая в мировом искусстве так и осталась сияющей в недостижимости приближения, а Россия, даже считая с 1757 – с Академии Художеств в Петербурге - отстает на несколько столетий. Сразу укажут на монгольское иго, но тут следует заметить, что время расцвета иконописи на Руси тоже приходится на 15 век, но, увы, сравнивать уровень не имеет смысла. Думается, причины глубже, потому что были заложены в самом начале принятия христианства. Если католическая церковь проводила службы на латинском, а византийская на греческом, то русское православие на языке, понятном прихожанам - на их родном . С одной стороны, это было хорошо для народа – понятен смысл проповедей. Но нет и не было ничего, что не имело бы обратного эффекта, ибо католические священники имели возможность общения между собой в любых городах и странах Европы, и их бы поняли, это был общий язык философии. Наши родные батюшки были такой возможности лишены, что потом особенно ярко проявилось к моменту раскола, который весь сводился к пустой обрядовости и ничего не давал в философском смысле. Мы сами себя отсекли от магистральных путей и надменно гордились своей самобытностью. Но удивляет и восхищает другое: как всего за два столетия мы прошли путь в общеевропейскую культуру и заняли в ней достойное место.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.