Иосиф Бродский и его кошачья сюита

Анна Дудка: литературный дневник

«Что такое в сущности кот?»


О любви поэта Иосифа Бродского к усатым-полосатым известно довольно много. В 2018 году с молотка сошло небольшое «назидание» поэта, в котором он подчеркнул свою любовь к этим животным.


Поэт и кот


«Нет положения, в котором кошка была бы неграциозна»


Где поэт, там и кот
Кошки были с поэтом везде. И до, и после эмиграции они жили с ним. Можно сказать, что поэт никогда не был один. Он не раз признавался знакомым, что в следующей жизни желал бы стать котом. В эссе «Полторы комнаты» Бродский сообщает нам некоторые факты о его кошке Марусе:


«…Мы звали её Маруся, Маня, Манечка (уменьшительные имена, употреблявшиеся её сестрами и моим отцом) и Мася или Киса — мои изобретения. С годами последние два получили большее хождение, и даже отец стал обращаться к ней таким образом… Киса, эта нежная кличка кошки вызывала довольно долго её сопротивление. «Не смейте называть меня так! — восклицала она сердито. — И вообще перестаньте пользоваться вашими кошачьими словами. Иначе останетесь с кошачьими мозгами!»


Анна Ахматова и Бродский
А вообще поэт считал, что в кличке любой кошки должен присутствовать звук «С» - это придаёт имени аристократичности и грациозности. У поэта был кот Оська, который жил с ним в юности. Упоминает Бродский также и кота Глюка, который жил по соседству с Анной Ахматовой. Он помнил котов как людей, постоянно вспоминал разные истории, связанные с котами. Ахматова о Глюке говорила:


«Ну, знаете, это уже не кот, это целых полтора кота».
Подруга поэта Людмила Штерн вспоминала:


«Мама выиграла двухнедельного котёнка в преферанс и объявила конкурс на лучшее имя. Картёжное имя Пас предложил Бродский, и его единодушно одобрили...»


Пасик
А уж сколько стихов он посвятил котам, наверное, больше, чем любой другой поэт:


О синеглазый, славный Пасик!
Побудь со мной, побудь хоть часик.
Смятенный дух с его ворчаньем
Смири своим святым урчаньем.
Позволь тебя погладить, то есть
Воспеть тем самым шерсть и доблесть.
Весь, так сказать, триумф природы,
О честь и цвет твоей породы!


В 1990 году Бродский женился на Марии Соццани – эмигрантке русского происхождения. Жил у него тогда бело-рыжий кот Миссисипи, а Мария так и звала обоих: «Эй, коты, идите сюда!»


Когда приходили гости, то Бродский всегда предлагал странное увлечение:
«Хотите я разбужу для вас кота?»


Не знаем, нравилось ли коту это постоянное внимание, но он всегда сопровождал поэта и в нью-йоркской квартире, и при выездах за город. И опять же нередко любил себя сравнивать с этими животными:


«Я, как кот. Когда мне что-то нравится, я к этому принюхиваюсь и облизываюсь… Вот, смотрите, кот. Коту совершенно наплевать, существует ли общество «Память». Или отдел пропаганды в ЦК КПСС. Так же, впрочем, ему безразличен президент США, его наличие или отсутствие. Чем я хуже кота?»


Зуфар Исмагилов
29 дней назад
Поэт и кот... ( Бродскому)


Я смотрел, как мой котёнок играет на ковре с солнечным зайчиком.


Когда-нибудь он вырастет и превратится в большую красивую кошку.


Её глаза под солнечным светом будут меняться.


На меня будут смотреть глаза фараонов.


Солнечный зайчик пополз с ковра мне на колени.


Подкрался к лицу, глазам и я увидел свет весеннего солнца.


Моя кошка однажды уйдёт вслед фараонам.


А на мою оставшуюся жизнь хватит снежнохолодного солнца.


Свет от него на ковре превращается в мячик


Я смотрел, как мой котёнок превращается в солнечный зайчик...


©Ст.Учитель 2020



Другие статьи в литературном дневнике: