Понаехали тут лишние

Сергей Шрамко: литературный дневник

Литовская пресса смакует случай в Манчестере, где избили 12-летнего выходца из Литвы. Тетя ребенка сообщила порталу Delfi.lt, что тот пострадал из-за своей национальной принадлежности.
«На моего племянника напали и избили его, когда он шел из школы. Это произошло в Англии, в пригороде Манчестера. Мальчик спокойный, жил в английском районе, учился в английской школе, большая часть друзей у него — англичане. Но на сей раз он не дошел до дома только потому, что он — литовец», — поведала женщина.
По ее словам, свидетельницами инцидента стали местные жительницы, которые вызвали «скорую» и полицию. Они рассказали, что перед этим остановилась машина и сидевшая в ней женщина велела своему сыну избить литовского мальчика.
В свою очередь, мать пострадавшего проинформировала, что ее сына, получившего серьезную травму руки, избил одноклассник-англичанин. Факт, что такая история имела место, подтвердила председатель Общины литовцев в Великобритании Даля Асанавичюте. По ее словам, этот ребенок — не единственный, кто пострадал после референдума о выходе Великобритании из ЕС. «Стало больше проявлений косвенной агрессии — то есть, детей в школе игнорируют учителя, применяют более жесткие правила. Дети жалуются, что на них „наседают“ за то, что они приехали из стран ЕС. Ненависть, направленная на несовершеннолетних, вызывает беспокойство», — сказала общественница.
Напомним, что, как жалуются выходцы из Прибалтики, открытая ксенофобия и вражда после референдума стали в Великобритании обычным явлением — как на улицах, так и на рабочих местах, в общественном транспорте и заведениях общепита.
Новостная служба латвийского телеканала LNT посвятила происходящему сюжет. По словам опрошенных телеканалом «британских латышей», дело зашло настолько далеко, что в соцсети Facebook создали специальную группу, в которой обсуждаются случаи нападений и оскорблений по национальному признаку.
Однако страдают в данной ситуации не только прибалты. Так, посольство Республики Польша в Лондоне опубликовало официальное заявление: «Мы шокированы и глубоко обеспокоены в связи с недавними инцидентами ксенофобного насилия, направленного против польской общины и других жителей Великобритании из числа мигрантов. Посольство находится в контакте с соответствующими учреждениями, а местная полиция уже расследует два наиболее известных случая, зарегистрированные в лондонском районе Хаммерсмит и в Хантингтоне, Кембриджшир».
Как пишет Guardian, возмущение дипломатов вызвало, в частности, националистическое граффити, появившееся на входе в здание Польской социальной и культурной ассоциации в западном Лондоне.
Издание приводит и другие красноречивые факты. Например, полиция в графстве Кембриджшир расследует сообщения о том, что в почтовых ящиках жителей Хантингдона оказались многочисленные послания расистского характера. Листовки антипольского содержания были найдены учителями и учениками около одной из школ. В Ньюкасле ультраправые развернули плакат «Остановим иммиграцию. Начнем репатриацию». Одной женщине из Польши велели выйти из автобуса и «паковать чемоданы». Другому поляку пригрозили: «Тебя здесь уже быть не должно, мы проголосовали за то, чтобы избавиться от таких, как ты».
Юрист южноазиатского происхождения Джасвир Сингх заявил, что получил уже десятки жалоб от соплеменников. Так, несколько англичан обозвали строителя-сикха «террористической мразью бин Ладена» и попыталась сорвать с головы его тюрбан.
Полиция, как пишет газета Times, расследует избиение поляка. Двух человек арестовали в Бирмингеме после того, как они развернули у мечети плакат с надписью «насильникам здесь не рады» (rapefugees are not welcome).
Латвийский портал Ves.lv сделал подборку опубликованных в соцсетях рассказов.
«Два британца, размахивающие английским флагом, услышали, что мы говорим на румынском и сказали: «Мы проголосовали против вас! Уезжайте домой, иммигранты!» «Сегодня вечером, уходя с работы в Бирмингеме, моя дочь увидела группу молодых людей, которые окружили мусульманскую девушку и кричали: «Проваливай, мы проголосовали за выход». Ужасные времена». «В полном шоке: меня только что назвали «паки» (оскорбительное слово, применяющееся в адрес уроженцев Пакистана — авт.) в родном городе! Я не слышала этого слова с 1980-х!» «Дочка рассказала, что кто-то написал «(имя ребенка), возвращайся в Румынию» на стене в школьном туалете для девочек». «Супермаркет в Глостере, надпись: «Это Англия, у иностранцев есть 48 часов, чтобы свалить. Кто здесь иностранец? Кто?»» «Вчера пациент сказал моему коллеге сикху-рентгенотехнику: «Не должны ли вы лететь обратно в Пакистан? Мы проголосовали против вас»».
Евродепутат от Латвии Роберт Зиле (состоит в рядах праворадикального Национального блока) жалуется на страницах националистического издания Latvijas av;ze, что наибольшую неприязнь британцы испытывают не к выходцам из стран Ближнего Востока, Азии или Африки, а именно к приезжим из стран Прибалтики и из Польши.
«Поток миграции через Средиземное море посеял в Великобритании беспокойство, однако главная неприязнь британцев направлена по отношению к нам — жителям Прибалтики и Польши», — сказал Зиле.
По его словам, англичанам не нравится, что прибалты и поляки не похожи на мигрантов из третьих стран, у которых другой статус и которым проблемно попасть в ЕС. «Присутствие восточноевропейцев им не нравится. Они обеспокоены разграблением социального бюджета — несмотря на то, что им больше пользуются не латыши, а мигранты из других стран. Теперь англичане, поддержавшие brexit, хотят сами выбирать, каких мигрантов впускать в страну, а каких нет. Теперь эти британцы желают торговаться с Евросоюзом, чтобы регулировать поток миграции, определяя, кого впускать в страну, а кого — нет», — сказал евродепутат.



В общем, понятно, почему результат британского референдума о выходе из ЕС произвел в Прибалтике впечатление неожиданного взрыва бомбы. Нет, конечно, накануне многие из местных политиков отметились дежурными речами о «необходимости сохранения европейского единства», но в реальный уход англичан из Евросоюза не верил, кажется никто. И сейчас прибалты пребывают в панике, пытаясь осмыслить произошедшее.
Куда отправлять «лишних» людей?
Причины переполоха просты.
Во-первых, Великобритания выполняет для бедных государств Прибалтики важную социальную роль, позволяя им сбрасывать в себя «перегретый пар», т. е. излишки активного населения, не нашедшего достойного места на родине.
Нет, прибалты едут, разумеется, и в другие страны ЕС — но именно в Великобританию с ее высокими зарплатами они всегда тянулись особенно охотно. Сейчас эти люди охвачены беспокойством, связанным с неясностью их статуса в ближайшем будущем и с тем, что возможность британских заработков может закрыться.
Обеспокоены и правящие политики в Прибалтике, которые (несмотря на постоянно произносимые речи о необходимости реэмиграции) понимают, что на родине всю огромную массу подрабатывающих в Англии земляков (речь идет о сотнях тысяч человек) обустроить негде. Никто не хочет столкнуться с опасностью социального взрыва.
Собственно, проблема начала осознаваться ещё тогда, когда в «Брекзит» никто еще не верил. Дело в том, что в течение 6 последних лет британские консерваторы во главе с Дэвидом Кэмероном безуспешно пытались остановить нашествие гастарбайтеров (являющееся причиной одного из доводов за выход из ЕС) из Восточной Европы.
За последние десять лет доля иностранцев в Британии возросла с 5% до 8,4% и продолжает неуклонно расти. Миграционное сальдо Великобритании за прошлый год составило плюс 336 тысяч человек, что стало абсолютным рекордом.
Согласно последнему отчету Британской национальной службы статистики, в 2015 году в страну на заработки въехали 162 тысячи граждан Евросоюза. Количество иностранных рабочих на рынке труда за год с 2,9 миллионов увеличилось до 3,2 миллионов. Из них 2 миллиона — приезжие из других стран ЕС. Их количество возросло на 14%, в то время как численность рабочих из третьих стран выросла лишь на 1%.
На данный момент в Великобритании проживают 95 тысяч одних только литовцев, причем половина из них разместились в столице.
Президент Литвы Даля Грибаускайте неоднократно выступала с заявлениями в адрес британских властей, призывая их не ограничивать свободу въезда для прибалтов.
«Европа всегда опиралась на свободное передвижение людей. Мы шли в Европу, зная, что это будет гарантировано для наших людей», — заявила Грибаускайте 18 декабря 2015 года на встрече глав ЕС.
По её мнению, предлагаемые Кэмероном меры по ограничению миграции мешают свободе конкуренции и создают бюрократические препоны для предпринимательства. И вот теперь победа сторонников выхода из ЕС в Британии обострила ситуацию до предела.
Конечно, далеко не сразу, но через какое-то время британцы могут поставить на пути жителей Евросоюза визовый барьер.
Наверняка, те, кто уже успел проработать в стране 5-6 лет, получат какие-то преференции, которые позволят им закрепиться в Соединенном Королевстве. Но те, кто только лишь собирается выехать в Великобританию (а многие в Прибалтике начинают планировать отъезд ещё на школьной скамье), могут столкнуться с разочарованием. Тут уж мелкой неприятностью выглядит то, что и добраться из Прибалтики в Великобританию (сейчас можно самолетом, всего за 20;30 евро) наверняка станет дороже.
«Итог референдума повлияет на поток уезжающих из Латвии — по крайней мере, до тех пор, пока не станет понятно, будет ли между ЕС и Великобританией какая-то договоренность о свободном передвижении рабочей силы. Неразумно ехать трудиться в страну, которая, возможно, вскоре введет необходимость получать разрешение на работу», — предупреждает латвийский юрист-международник Алексей Димитров. Специалист считает, что если между сторонами не будет особого соглашения, то прибалтам придётся получать разрешение на работу.
Партия Независимости Соединенного Королевства (UKIP) хочет ввести систему выдачи разрешений, при которой на выходцев из ЕС будут распространяться те же ограничения, что и на граждан других стран.
Это, как надеются в партии, сократит рост населения с 298 тысяч в год до примерно 50 тысяч — что позволит британцам получить трудовые места, приведет к повышению зарплат, а также облегчит работу школ, больниц и других подобных институтов.
Также пока неясно и положение граждан ЕС, платящих в Британии налоги, — каковы будут их права на получение социальных услуг?


По данным рейтингового агентства Standard & Poor"s, Литва оказалась самой уязвимой страной от последствий Breхit в Восточной Европе. В Соединенном Королевстве внезапно для жителей этой республики исчез флер толерантности и демократии. Сегодня коренные жители островов вдруг стали демонстрировать такое же националистическое нутро, какое показывают, например, латвийские поклонники эсэсовцев, указывая местным русским: «Чемодан — вокзал — Россия».
Так уж случилось, что прибалты давно облюбовали для эмиграции именно Туманный Альбион. Но после британского референдума о выходе из Евросоюза вдруг стало ясно: местные жители не терпят гостей из стран Балтии, особенно латышей и литовцев. «Одним из самых больших откровений после Breхit стало то, что на самом деле британцы хотят, чтобы уехали не «черные» или индийцы, а латыши! Даже европарламентарий Роберт Зиле признает, что «англичанам не нравимся мы, балтийцы, поляки».
Социальные сети полны стенаний — «Почему? Разве мы не такие же, как они? Белые, усердные, работящие, христиане, законопослушные европейцы?» — говорится в статье в «Latvijas Av;ze» («Латвийская газета»). Портал mixnews. lv сообщает: латвийские эмигранты жалуются на враждебное отношение британцев.
В Киеве опасаются, что скоро окажутся в окружении стран, дружественных России
Ну что ж, они испытывают на себе такое же давление, какое давно оказывают латвийские поклонники SS на русских жителей республики.
Но больше всего в Великобритании достается литовцам. Просто потому, что там самая большая диаспора именно из Литвы. Если на островах выходцев из Латвии примерно 100 тысяч, а из Эстонии — около 20 тысяч, то из Литвы — 200 тысяч. Причем, по самым скромным подсчетам.
Литва вообще оказалась лидером по эмиграции в ЕС: жители этой страны активнее других рвутся за рубеж в поисках лучшей доли. Больше всего — в Великобританию. В отчете статистической службы Европейского союза Eurostat говорится: «В Литве в январе 2016 года проживало 2 миллиона 886,6 тысяч жителей, по сравнению с январем прошлого года количество жителей сократилось на 32,7 тысяч человек. В расчете на тысячу жителей в Литве сокращение численности населения составляет 1,13% — это самый большой показатель среди всех государств ЕС». Следующая — Латвия с результатом минус 0,87% в расчете на тысячу жителей, на третьем месте Хорватия (минус 0,82%).
Заметим: на момент распада СССР в Литве проживало больше 3,7 миллионов человек. В 2011 году профессор кафедры истории Литвы Вильнюсского университета Людас Труска назвал эмиграцию из республики эвакуацией и сравнил ее с чумой, опустошившей Литву в средние века. Но процесс, который политики республики безуспешно пытаются остановить, нарастает. Однако, похоже, глобальный десант выходцев из Литвы в Великобританию будет вот-вот остановлен. И литовцам придется искать новое пристанище в других местах.
Посол Литвы в Соединенном Королевстве Асте Скайсгирите рассказала журналистам агентства BNS о проводимых британскими правоохранительными органами расследованиях по фактам выпадов против литовцев по этническому признаку. Посольство призвало информировать английскую правоохрану о такого рода случаях. «Я считаю, что литовская диаспора не должна молчать», — сказала Аста Скайсгирите.
В Великобританию отправляют вице-министра иностранных дел Литвы Мантвидаса Бекяшюса, которому поручили «разрулить» ситуацию.
Случаи разные. От прямых оскорблений до физического насилия.
Печальную ситуацию признала литовка Лаура Гудаускене, которая живет в Великобритании 13 лет и работает переводчиком в британской полиции. Далеко не все выходцы из Литвы владеют английским языком, приходится выручать. Неприятный эпизод произошел и с ней. В почтовом отделении поселка Марч она заступилась за плохо говорившего по-английски клиента, которого оскорблял мужчина в майке с гербом Великобритании, взяв его за грудки. «Он сказал, что ты поляк и скоро поедешь домой. Тот был сильно напуган и собирался уйти с почты, а я спросила мужчину, почему он это ему говорит. Я просто не могла это так оставить», — рассказала Лаура Гудаускене агентству BNS. Услышав ее акцент, мужчина заявил: «Ты тоже скоро поедешь отсюда домой». «Я сказала — не говорите так, так нельзя. Он сказал — что хочу, то и говорю, мы уже проголосовали против вас в этой стране, вам скоро придется уехать», — рассказала Лаура Гудаускене. «Был очень сильный шок, что так произошло», — вспоминает она.
Но ничего не поделаешь: Breхit проявил то, что подспудно копилось в Евросоюзе, искусственно объединившем неравные по экономическому уровню, влиянию в мире, менталитету государства. Огня добавила прямая или молчаливая поддержка Европой авантюр США, приведших к потокам беженцев в Евросоюз, недальновидная политика Берлина и чиновников Брюсселя. Трагедия в Ницце усугубит ситуацию. Понятно, что все сильнее будут позиции «правых» в странах ЕС. Давление под крышкой общеевропейского котла нарастает.
Михаил Делягин: России надо уже сейчас выстраивать отношения с будущим Европейским Халифатом
Не знаю, какие выводы сделают жители стран Балтии, эмигранты и их родственники, пока оставшиеся на родине. На самом деле «эмиграция в частности и депопуляция в целом — вопрос национальной безопасности номер один». Это на днях сказал бывший министр иностранных дел Литвы, депутат сейма Повилас Гилис.
Но ведь причины эмиграции — в неправильной социально-экономической политике властей, ошибочных или заказанных извне ориентирах на несуществующие угрозы. В том числе якобы исходящие от России. И это тоже нагнетает давление в комплексе проблем, охвативших Евросоюз. После Breхit оно стало резко нарастать. Похоже, крышку все-таки сорвет. Думает ли европейская элита о последствиях?..



Другие статьи в литературном дневнике: