Не по-спортивному

Сергей Шрамко: литературный дневник

Компания Berlinger Special AG, производитель емкостей, которые используются при допинг-контроле, заявила, что во время тестов вскрыть их было невозможно...


Одним из основных обвинений, выдвинутых независимой комиссией WADA в адрес российского спорта, было обвинение в подмене допинг-проб, взятых во время Олимпиады в Сочи. Как заявил глава комиссии Ричард Макларен, сотрудники сочинской антидопинговой лаборатории через дыру в стене передавали вскрытые емкости с образцами мочи российских спортсменов, после чего эти образцы подменялись на чистые. Для сокрытия подмены применялась соль, которая меняла удельную плотность мочи.
Во время Олимпиады в Сочи, как и на других крупных соревнованиях, использовались емкости производства швейцарской компании Berlinger Special AG. Комментируя результаты доклада, компания заявила, что не представляет, каким образом эти емкости могли быть вскрыты.
«Berlinger Special AG не может комментировать обвинения WADA в адрес тех или иных спортсменов. Мы можем только сообщить, что производим емкости для образцов крови и мочи с максимально высокой степенью защиты, и эти емкости используются по всему миру. В докладе Макларена говорится, что емкости оказались вскрытыми. Berlinger Special AG пока не может предложить ни одного разумного предположения, как это возможно. Мы не знаем, какие методы использовались во время тестов и экспериментов комиссии, руководимой Ричардом Маклареном. Berlinger Special AG проводит постоянную перепроверку всего допингового оборудования, наша продукция тестируется независимыми институтами, сертифицированными швейцарскими властями. И наши тесты, и тесты независимого института в Швейцарии показали, что емкость для мочи производства Berlinger невозможно открыть. То же относится к емкостям, использованным во время Олимпиады в Сочи», — говорится в заявлении Berlinger Special AG.
Компания заявила, что намерена изучать данные, изложенные в докладе Макларена, в течение нескольких дней и после этого сделает расширенное заявление, в котором будут прокомментированы результаты расследования комиссии WADA.
Подробнее на РБК:

Совет IAAF в пятницу 17 июля вынес вердикт: приостановление членства ВФЛА остается в силе, а значит, российские легкоатлеты по-прежнему не могут стартовать на международном уровне. И все это в преддверии Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, российская команда в полном составе поехать туда на данный момент не имеет права. Возможно, найдутся какие-то открытые двери, но...
Пока вердикт неутешителен. Пока мечты многих российских атлетов разбились вдребезги, в том числе и выдающейся прыгуньи с шестом Елены Исинбаевой.
Мэр Олимпийской деревни в Сочи Елена Исинбаева, спортсменка, которая вернулась, чтобы красиво завершить карьеру на Играх в Рио-де-Жанейро, рассказала корреспонденту агентства "Р-Спорт" Елене Соболь о том, как она восприняла решение совета IAAF и что думает по поводу отстранения команды, что чувствует себя беззащитной и готова судиться, а также о том, как ее тренер Евгений Трофимов отреагировал на плохие новости и где ей, возможно, придется завершить спортивную карьеру.
Елена Исинбаева: а вообще защищала ли IAAF права "чистых" легкоатлетов?
- Представляю, что только вам не пришлось пережить за эту пятницу. Но какой была первая реакция?
- Реакция, конечно же, была шоковая. Естественно я, как и все, верила в лучшее, верила в положительный исход для спортсменов, причастных ко всей этой ситуации. Надеялась на благоразумие членов IAAF и всех остальных, кто разбирал этот вопрос. Но, к сожалению, здравый смысл не возобладал.
Уверена, что многие из членов IAAF не высказали свое мнение, а руководствовались чьим-то коллективным решением. Потому что единогласно принять решение о том, чтобы дисквалифицировать спортсменов из России - это, конечно, просто абсурд. Хотя бы кто-нибудь возмутился бы! А они какие-то все одна шайка-лейка.
- Как думаете, в решение вопроса могли вмешаться какие-то политические мотивы?
- Я могу одно сказать: как бы сильно они ни утверждали, что там не замешана политика, на мой взгляд, это чистая политика. И все они там каким-то образом от кого-то зависят. И явно это решение было принято, руководствуясь чем-то, но только не олимпийскими принципами, не принципами спорта. Это однозначно. Естественно, та ситуация, которая складывается вокруг России на мировой арене, не обошла стороной и спорт. На мой взгляд, это чистая политика, потому что ни одного спортивного принципа не было принято к сведению.
Наказывать коллектив за ошибки и за нарушения правил отдельных людей - это несправедливо. Поэтому я, конечно, усомнилась во всей этой структуре - защищала ли она вообще права "чистых" спортсменов, о которых они говорили везде и на каждом углу? Потому что мои права защищены не были, как и других "чистых" российских спортсменов. О какой защите они говорят - непонятно. Поэтому для меня большой вопрос остался без ответа.
- Есть ли в этой ситуации хоть что-то позитивное для нас?
- Позитивного для нас я не вижу ничего. Проблема допинга - это проблема всего мирового спорта, Россия не единственная страна, которая столкнулась с этим. Огромное количество спортсменов из других стран было дисквалифицировано и еще будет, но почему-то на дисквалификации других внимания не обращают. Они спокойно отсидят два года, а потом возвращаются и снова герои. А Россия оказалась в этой ситуации или изгоем, или страной "показательной", козлом отпущения. "Видите, вот так мы умеем, такая мы сильная федерация IAAF". У меня такое ощущение складывается. Потому что кроме негатива я не вижу вообще ничего.
- Сложно поспорить...
- Они, мало того, убили надежду и мечту на выступление в Рио огромного количества наших звезд легкой атлетики. В частности и мое выступление, которое должно было быть завершающим в карьере. Это во-первых. Во-вторых, они угробят карьеру целой плеяды наших молодых звезд, которые начали восходить и которые бы полностью раскрылись на Играх. Они просто убили их карьеры! Потому что ждать четыре года до следующей Олимпиады и опять ждать неизвестно чего, что какой-нибудь дурачок опять начнет говорить, что здесь опять система и всякое такое, начнет судить по себе. Вот это мне непонятно. Почему они просят отвечать всех за поступки определенных людей? Если так будут судить всех и везде, то все в тюрьмах сидеть будут, нормальных людей не останется...
Я вообще не понимаю ситуацию, которая складывается в нашем спорте. Никакой защиты лично я не чувствую. Права мои ущемлены как человека, имеющего право заниматься тем делом, которое умею и хорошо делаю. И это дискриминация чистой воды. Потому что когда они говорят о защите прав "чистых" спортсменов, почему-то они не имеют в виду права "чистых" спортсменов из России. И они это показали вчера. Поэтому у меня огромное количество вопросов, оставшихся без ответа.
- Вы не теряете надежды выступить в Рио или уже как-то смирились с мыслью, что, наверное, Рио не будет?
- Надежды, естественно, уже нет. Во-первых, потому что решение уже принято и оглашено. А саммит МОК, который пройдет 21 июня в Лозанне, может быть, оставит какой-то шанс, но это же будет как-то согласовываться с IAAF. И я сомневаюсь, что через три дня IAAF поменяет свое мнение. Я, конечно, верю в чудеса, но на данный момент никаким чудом тут не пахнет. Только разочарование, обида, расстройство. С другой стороны, злость, гнев, наверное. Потому что это правда несправедливо. Вот реально - несправедливо!
И, к сожалению, в этой ситуации мы беззащитны. Я не знаю, что делать. Кроме как обращаться в международный суд по правам человека, и то нужно проконсультироваться, каким образом все это нужно сделать. Потому что вопрос очень серьезный. Вот такие настроения.
- После решения в пятницу поднимался вопрос о возможности апелляции в Спортивный арбитражный суд (CAS).
- Мы все это, конечно, можем. И, возможно, отстоим свои права об участии в Олимпийских играх. Но главное будет утеряно - время на подготовку. И, возможно, нас допустят в конце августа, только Игры уже пройдут. Вот проблема. Кому уже будут нужны эти решения?
- Получается, чемпионат России в Чебоксарах может стать последним стартом в карьере для вас?
- Да, теоретически так. На сегодня все так и складывается, что заключительный старт будет в Чебоксарах, а там не знаю... Глупо, конечно, надеяться на что-то большее, потому что уже сейчас понятно, что на международных стартах выступать мы не имеем права. То бишь чемпионат Европы в Амстердаме, куда мы с Евгением Васильевичем (Трофимовым) собирались, старты Бриллиантовой лиги, которые должны были быть проверочными перед Олимпиадой... Этого точно мы не увидим, уже на 100%.
- Как вообще Евгений Васильевич отреагировал?
- Как-как... Расстроился. Очень сильно расстроился. Все знают, что у него был инсульт в прошлом году. Мы с ним очень много говорили на эту тему, он реабилитировался и пережил этот инсульт благодаря своей мечте о Рио. В больнице планы писал тренировочные, составлял графики, высчитывал дни - когда начинать подготовку, чтобы я не перетрудилась, чтобы все было грамотно, а пик формы пришелся на Рио.
Ладно я - мне 34 года, есть другие планы на жизнь. Но Евгений Васильевич жил только этой мыслью, только этой идеей: реализовать потенциал своей спортсменки! И сегодня они просто отобрали мечту у не знаю какого количества спортсменов и тренеров! Это просто беспредел какой-то полнейший, неправильное, несправедливое решение.
- Очень хочется поддержать вас в этой ситуации, трудно найти слова, ведь уже не скажешь, что мы надеемся, что все будет хорошо...
- Надежда практически умирает. Посмотрим, какие решения будут приняты 21 июня, добьют нас или не добьют... Ну, на этом жизнь не заканчивается, просто обидно, когда решение принимают за тебя.
Думаю, было бы правильным и справедливым вот в каком случае. Сейчас пройдет чемпионат России, по его итогам будет составлена сборная для участия в Олимпийских играх. Слово "чистые" при этом звучит почти как оскорбление, потому что это вещь сама собой разумеющаяся... Если бы IAAF и МОК одобрили бы этот список, допустили в Рио пусть даже всего десять человек, пусть пятнадцать. Это было бы каким-то компромиссным решением. Но то, что сейчас придумали, просто бред. Никакими спортивными принципами они не руководствовались. Как говорил барон Пьер де Кубертен: Олимпийские игры - для возвеличивания индивидуальных спортсменов. Ни о каких коллективах и речи нет, один человек становится героем! А сегодня IAAF сделала так, что за ошибки одного спортсмена отвечает целая федерация. Да с какой стати? Кто это придумал?
Если МОК их поддержит, я разочаруюсь в принципе во всех этих структурах... Вообще не пойму в таком случае смысла их существования. Вот это проблема! Где ее решение? Просто взяли, отделались "мы считаем, что вы недостойны и ничего не сделали". Да мы уже наизнанку вывернулись! Попытались по крайней мере. Видно "плохо получилось".
Да и потом, зря я, что ли пахала два года, жертвовала временем на ребенка? Два раза в день тренировалась, все обязанности с дочкой были на муже, а я чуть ли не ночевала в манеже! "Не едем - так не едем" - это не про меня!


***
Даже если оставить в стороне вопрос о технической стороне вскрытия пробок продукции Berlinger Special AG, остаётся проблема личности главного информатора комиссии и связанного с ней конфликта интересов. В прошлом году WADA обвинила Родченкова в том, что уже после сочинских Игр, в декабре 2014-го, они уничтожил 1417 хранившихся в московской лаборатории допинг-проб за три дня до прибытия в Россию аудиторов Всемирного антидопингового агентства. Они собирались отправить анализы российских спортсменов в лаборатории других стран, чтобы обнаружить запрещённые препараты. Организация рекомендовала уволить Родченкова, и в интервью The New York Times он сознался в уничтожении допинг-проб «по приказу руководства Министерства спорта». С учётом этого уголовно-наказуемого «багажа» не давал ли свои показания под давлением и в обмен на обещание свободы?


«Родченков признаёт, что уничтожил допинг-пробы в декабре 2014 года, но ведь тогда он должен быть арестован и судим в США или Канаде, или выдан нам в конце концов, — подчеркнул в интервью RT четырёхкратный олимпийской чемпион, бывший президент Союза биатлонистов России Александр Тихонов. — Второй вопрос: в отчёте комиссии идёт речь о вскрытии проб Б, при котором обязательно должны присутствовать сдавшие их спортсмены, но этого в данном случае не произошло. То есть действия комиссии Макларена можно считать противоправными. Если МОК пойдёт у неё на поводу, это будет противоречить его собственным нормам. Наконец, WADA не представило ни одного документа в доказательство своих заключений, которые основываются на рассказах одного человека. А вообще настала пора разобраться поглубже, почему сегодня мы не представлены ни в одной комиссии WADA. Когда там работали Леонид Хоменков, потом Вячеслав Фетисов, мы имели какую-то информацию, могли на что-то повлиять. Сейчас этого нет».


Забытая кровь
«Рассказы Родченкова о том, что в Сочи ФСБ что-то прятала и он сам менял пробы, — это просто бред сумасшедшего, — сказала RT трёхкратная олимпийская чемпионка, президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе. — Ну ладно, можно вычислить, где находится та или иная пробирка с мочой под номером, предположим, 3867. Но ведь берётся ещё и кровь, то есть нужно знать, под каким номером зашифрован анализ крови и где стоит контейнер с ней, а ведь проверку на допинг проводили не только российские специалисты. Руководство WADA совершило большую ошибку, поверив в эту ахинею. Предположим, я немецкая спортсменка, два года назад дисквалифицированная за применение допинга. И вот теперь я узнаю: оказывается, эту супернадёжную пробирку можно было подменить! Я тут же обращусь в суд и заявлю, что это WADA мне подмешало в пробу допинг».
***
Российская бегунья Юлия Степанова, которая выступила информатором Всемирного антидопингового агентства (WADA) в расследовании в отношении Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА), получит премию от немецкого фонда помощи жертвам допинга (DOH), сообщает агентство EFE.
Степанова (девичья фамилия — Русанова) в 2013 году была дисквалифицирована на два года за употребление допинга. Юлия и ее муж Виталий Степанов стали основными информаторами для фильма немецкого телеканала ARD о применении допинга российскими легкоатлетами, который привел к расследованию WADA и последующему решению Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) отстранить российских легкоатлетов от участия в соревнованиях под ее эгидой, в том числе в Олимпиаде-2016. 2 июля Олимпийский комитет России (ОКР) и 68 российских легкоатлетов подали иск в CAS к IAAF по их участию в международных соревнованиях, рассмотрение иска назначили на 19 июля.
По информации испанского агентства, размер премии, которая будет вручена Степановой 6 декабря в Берлине, составляет 10 тысяч евро. Также фонд, руководителем которого является бывшая легкоатлетка из ГДР Инес Грайпель, выступил с просьбой допустить Степанову к участию в Олимпийских играх-2016 в Рио-де-Жанейро под нейтральным флагом.



Другие статьи в литературном дневнике: