Парадигма Древней Руси и дискурсы России 2

Лев Агни: литературный дневник

"Взгляд на русскую нацию, пребывавшую до Петра во мраке невежества и выведенную им из этого полудикого состояния (именно такая концепция лежала в основе труда Вольтера), как раз и призван был подчеркнуть цивилизаторску миссию Петра 1 (...) Московиты были просвещены не больше, чем мексиканцы, когда Кортес открыл их страну; будучи от природы рабами своих господ, таких же варваров, как и они, пребывая в невежестве, нуждались во всех искусствах, хотя и не чувствовали этой нужды, ибо подобная нечувствивтельность истребляла всякое трудолюбие"".
Стенник Ю.В. Идея "древней" и "новой" России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII - начала XIX века. СПб., 2004. С.67.


Последнее относится к Монтесье, который считал, что с русского надо содрать кожу, чтобы он что-то почувствовал, северяне вроде деревянных болванчиков.
.
Здесь в концепте "новая-древняя" Россия снова перед нами европоцентризм, да еще в одной застывшей точке, когда древнейший период между допетровской и новой, постпетровской Русью не учитывается.В домонгольский период Россия находилась наравных с остальной Европой, даже в чем-то опережая (у тех же шведов историография началась только в XIII в., лет так на 200 попозже, чем у русских). Сама Европа еще не осознала себя таковой, считая что Россия - часть европейско-христианской цивилизационной ойкумены. Европа еще не осознала своего превосходства. Перехват торговых путей у Византии, торговля с Востоком и обогащение итальянских городов только наметился к 1240 г. Это как раз время приобщения к античному наследию через арабов. Европейцы видели, что это они еще варвары, хоть и пыжились за счет религии считать варварами мусульман. Но дикость крестоносцев и европейцев ощущалась на практике. Пройдет еще столетие и начнется Ренессанс, начнется пороховая эпоха, начнется первый этап капитализма (торгового капитала), начнется наука...все начнется... в то время как у России существует проблема как бы вообще все не закончилось...Россия испытывает настоящий культурно-цивилизационный коллпас. Я думаю, она неизбежно бы отстала, коротко о некоторых факторах и причинах уже указывал в прошлой записи на эту тему, но культурный разрыв без татаро-монгол и (тут еще и Литва вбила клин) "схлапывания" России не носил такого бы такого серьезного масштаба.


Поэтому наше восприятие прошлого, начиная с петровских времен, не носит целостно-последовательного характера, оно по-привычке разрывается на "до" и "после", а домонгольская Россия уходит куда-то на периферию, в какой-то аппендикс, хотя эта "домонгольская", древняя ("Древняя" - зачастую еще и с большой буквы) Русь продолжалась вплоть до самой Смуты. Россия, находясь под иноземной пятой, в религиозно-культурной изоляции, не просто затормозилась, она по многим параметрам была отброшена назад в прошлое. Ей снова приходилось наверстывать отставание...


Вот тут в журнале "Tractus Aevorum: эволюция социокультурных и политических пространств" вышла статья А.В. Перепелицына "Россия в «кривом зеркале» западной политики и исторической науки" (Источник: http://belsu-tractus-aevorum.ru/images/Issues/10-1/tr..), в которой автор утверждает, что Европа видела врага в России, начиная с древних времен. Ссылок нет, да и вряд ли будет. Россия в тот период расценивалась как любое другое политическое образование, которое может быть на время военным противником. Дабы не повторяться, все написано мною выше: образа врага не могло быть по той причине, что самой Европы, мифологии Запада (мифология о существовании Запада) еще не было. Дочери русских князей роднились с правящими домами от Швеции, Норвегии, Дании - на севере до Византии - на юге. Россия являлась частью европейско-христианского мира. Это потом уже появится "Европа" и "Запад". Как пишут коллеги, особый вклад в ассоциации России с Азией и варварством внесли поляки в XVI в. Потом уже поехало по нарастающей...



Другие статьи в литературном дневнике: