08. 04-2014 вторник

Новелла Лимонова: литературный дневник

8 апреля 2014 г. (26 марта ст.ст.), Вторник.
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Великий пост.


Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила (икона). Сщмч. Иринея, еп. Сремского. Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха; мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды, царевны Готфской. Прп. Малха Сирийского. Прп. Василия Нового. Мц. Параскевы.
На 6-м часе: Ис. XLIX, 6-10. На веч.: Быт. XXXI, 3-16. Притч. XXI, 3-21.
Книга пророка Исаии


ГЛАВА 49.


1Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; 2и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня; 3и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь.


4А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего.


5И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой - сила Моя.


6И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.


7Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя.


8Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, 9сказать узникам: "выходите", и тем, которые во тьме: "покажитесь". Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их; 10не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод.


11И все горы Мои сделаю путем, и дороги Мои будут подняты.


12Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим.


13Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих.


14А Сион говорил: "оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!" 15Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя.


16Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною.


17Сыновья твои поспешат к тебе, а разорители и опустошители твои уйдут от тебя.


18Возведи очи твои и посмотри вокруг,- все они собираются, идут к тебе. Живу Я! говорит Господь,- всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста.


19Ибо развалины твои и пустыни твои, и разоренная земля твоя будут теперь слишком тесны для жителей, и поглощавшие тебя удалятся от тебя.


20Дети, которые будут у тебя после потери прежних, будут говорить вслух тебе: "тесно для меня место; уступи мне, чтобы я мог жить".


21И ты скажешь в сердце твоем: кто мне родил их? я была бездетна и бесплодна, отведена в плен и удалена; кто же возрастил их? вот, я оставалась одинокою; где же они были?


22Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах.


23И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся.


24Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен?


25Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу; 26и притеснителей твоих накормлю собственною их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я Господь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.



Бытие


ГЛАВА 31.


1И услышал слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие.


2И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня.


3И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою.


4И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего, 5и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною; 6вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, 7а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло.


8Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых.


9И отнял Бог скот у отца вашего и дал мне.


10Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы , поднявшиеся на скот пестрые, с крапинами и пятнами.


11Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.


12Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы , поднявшиеся на скот , пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; 13Я Бог в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей .


14Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего?


15не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; 16посему все богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе.


17И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов, 18и взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую.


19И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее.


20Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется.


21И ушел со всем, что у него было; и, встав, перешел реку и направился к горе Галаад.


22На третий день сказали Лавану , что Иаков ушел.


23Тогда он взял с собою родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад.


24И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого.


25И догнал Лаван Иакова; Иаков же поставил шатер свой на горе, и Лаван со сродниками своими поставил на горе Галаад.


26И сказал Лаван Иакову: что ты сделал? для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих, как плененных оружием?


27зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями; 28ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал.


29Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого.


30Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего,- зачем ты украл богов моих?


31Иаков отвечал Лавану и сказал: я боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих .


32 у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что у меня, и возьми себе. Иаков не знал, что Рахиль украла их.


33И ходил Лаван в шатер Иакова, и в шатер Лии, и в шатер двух рабынь, но не нашел. И, выйдя из шатра Лии, вошел в шатер Рахили.


34Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло и села на них. И обыскал Лаван весь шатер; но не нашел.


35Она же сказала отцу своему: да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское. И искал , но не нашел идолов.


36Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном. И начал Иаков говорить и сказал Лавану: какая вина моя, какой грех мой, что ты преследуешь меня?


37ты осмотрел у меня все вещи , что нашел ты из всех вещей твоего дома? покажи здесь пред родственниками моими и пред родственниками твоими; пусть они рассудят между нами обоими.


38Вот, двадцать лет я был у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел; 39растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало; 40я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих.


41Таковы мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою.


42Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился за меня вчера.


43И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери - мои дочери; дети - мои дети; скот - мой скот, и все, что ты видишь, это мое: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими?


44Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою. 45И взял Иаков камень и поставил его памятником.


46И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм, и ели там на холме. 47И назвал его Лаван: Иегар-Сагадуфа; а Иаков назвал его Галаадом.


48И сказал Лаван : сегодня этот холм между мною и тобою свидетель. Посему и наречено ему имя: Галаад, 49также: Мицпа, оттого, что Лаван сказал: да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга; 50если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою.


51И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою; 52этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдешь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла; 53Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака.


54И заколол Иаков жертву на горе и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб и ночевали на горе.


55И встал Лаван рано утром и поц
Притчи Соломона


ГЛАВА 21.


1Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его.


2Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца.


3Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.


4Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых,- грех.


5Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.


6Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти.


7Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.


8Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.


9Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.


10Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.


11Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.


12Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.


13Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить,- и не будет услышан.


14Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху - сильную ярость.


15Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло.


16Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.


17Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.


18Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного - лукавый.


19Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.


20Вожделенное сокровище и тук - в доме мудрого; а глупый человек расточает их.


21Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.


22Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись.


23Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.


24Надменный злодей - кощунник имя ему - действует в пылу гордости.


25Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; 26всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.


27Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.


28Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.


29Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.


30Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.


31Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа.


Владыка Господи, Вседержитель и Творец всего мира, Отец сострадания и Бог милости, из земли создавший человека и наделивший его образом Твоим и подобием, дабы и в нём прославилось величественное имя Твоё на земле; отверженного же за преступление Твоих заповедей, вновь к ещё лучшему воссоздавший его во Христе Твоём, и возведший на небеса! Благодарю Тебя, что Ты умножил на мне величие Твоё, и не предал меня до конца врагам моим, ищущим низвергнуть меня в пропасть ада, и не допустил меня погибнуть среди беззаконий моих. Ныне же, многомилостивый и любящий добро Господи, не желающий смерти грешника, но обращения его ожидающий и принимающий, поверженных поднимающий, сокрушённых исцеляющий, обрати и меня к покаянию, и поверженного подними, и сокрушённого исцели! Вспомни о Твоём сострадании и непостижимой Твоей от века благости и забудь мои безмерные беззакония, которые я делом, и словом, и мыслью совершил. Разрушь ослепление сердца моего, и даруй мне слёзы умиления для очищения ума моего от скверны. Услышь, Господи, внемли, Человеколюбец, очисти, Милосердный, и от мучительства царствующих во мне страстей несчастную мою душу освободи. И пусть более не удерживает меня грех, и да не превозможет меня враждебный демон, и к воле своей да не склонит меня. Но Ты, избавивший меня сильною Твоею рукою от его владычества, Благой и Человеколюбивый Господи, царствуй во мне и благоволи, чтобы я весь принадлежал Тебе и в будущем жил по Твоей воле. И даруй мне, по неизреченной Твоей благости, сердца очищение, уст хранение, прямоту поступков, мысль смиренную, мир помыслов, спокойствие душевных моих сил, радость духовную, любовь истинную, долготерпение, доброту, кротость, веру непритворную, воздержание крепкое, и исполни меня всех добрых плодов, по дару Святого Твоего Духа. И не доведи меня лишь до половины дней моих, и не похить душу мою неисправной и неготовой, но исполни меня Твоим совершенством. И так выведи меня из нынешней жизни, чтобы, беспрепятственно миновав начальников и властителей тьмы, по благодати Твоей, увидел и я неприступной Твоей славы красоту невыразимую вместе со всеми святыми Твоими, в которых свято и прославлено всесвященное и величественное имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.




ясное и солнечное утро, тюльпаны опятьраскрылись кувшинками навстречу солнечяным лучам



Другие статьи в литературном дневнике: